О неделе Участникам Партнерам Расписание
home-top

СОЦИУМ
Автор: Карасаева Жибек

Как создать фейк, на который все поведутся? Что грозит людям, которые распространяют фейки в соцсетях, и руководство по факт-чекингу от главного редактора проекта «Фактчек в Казахстане» Павла Банникова.

Фейк — это процесс манипу­лирования информацией: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации, искажения контек­ста и части информации. Данным термином сейчас называют дезинформацию.
Риск заключается в том, что человек не в состоянии отличить ложь от правды. Значит качество сформированной точки зрения, определение своих политических, культурологических, мировоззренческих и прочих взглядов ставится под сомнение.
«Вред фейков в том, что они могут довести до криминала. В последние как минимум пять лет мы именно это и наблюдаем: убийства из-за рассылок в Whatssapp в Индии, Мексике, отравления из-за рассылок о лечении коронавируса спиртом и другими небезопасными веществами, сжигание вышек связи из-за фейков о 5G. Я уже не говорю об угрозе возвращения забытых болезней из-за фейков о вакцинации» - говорит Павел Банников.

SMM-специалист Аслан Утеулин также разделяет мнение, что фейки могут принести существенный вред обществу: «Фейки представляют серьёзнейшую угрозу даже для государственного строя. Например, Беларусь. Все проблемы и вся общественно-политическая нестабильность в стране была вызвана двумя людьми – администраторами Telegram-канала Nexta, которые, находясь в Варшаве, смогли скоординировать и направить массовые выступления в нужное русло для их заказчиков».

Во время пандемии
Фейковые новости начали особенно процветать с американских выборов 2016 года. Чего стоит один лишь период пандемии, который коснулся каждого. Какой информации доверять? Откуда на самом деле возник коронавирус? Правда ли он существует? Сколько на самом деле заражённых? Подобные вопросы поставили большинство людей в тупик, а фейки новой волной начали распространяться быстрее самого коронавируса.

С чего все началось?
Практикующий психолог Айбек Наженов приводит примеры ситуаций, из-за которых люди стали восприимчивее к фейкам:

  1. Недостаток информации. К примеру, с этим мы столкнулись во время пандемии, когда конкретной информации было недостаточно. Местным исполнительным органам было сложно справляться с поставленными задачами. Возникла большая разница между публичной статистикой больных коронавирусом и реальными цифрами. Публикуемые цифры погибших людей вызывали сомнения. Также и неточное информирование о выплатах 42.500 тг., которое в итоге даже вызвало панику среди тех, кто не должен был на неё [эту помощь] подаваться. Нет конкретики и точности. Как следствие возникают вопросы, на которые человек не получает ответа.
  1. Двойственность информации. Когда человек получает информацию из нескольких источников, которые противоречат друг другу. Например, ситуация с Нагорным Карабахом, когда приводятся совершенно противоположенные оценки происходящего. Также ситуация с Украиной, когда преподношение информации значительно различалось между некоторыми странами.

  2. Недоверие к источникам информации. К примеру, вызывающее вопросы решение о делении больных на тех, у кого пневмония и коронавирус. Весь Казахстан запутался. Многие страны выражали свои недоумения по этому случаю. Проблема заключается в том, что процесс создания фейков очень прост, а для противостояния этому явлению нужно задействовать множество серьёзных рычагов. Мы хотим показать то, как просто создать ложную новость, которая наберёт большой и быстрый охват.

Инструкция к созданию фейка:
Во-первых, сказанное не должно противоречить убеждениям и догадкам целевой аудитории новости. Фейк должен соответствовать убеждениям и ценностям этих людей.
Во-вторых, надо сделать отсылку на значимый авторитет – например, на известного политика, ученого, журналиста или блогера.
В-третьих, надо добавить «долю откровенной правды», то есть информацию о реальных событиях. Так вы повысите доверие читателей.

Вы узрели процесс создания фейк-ньюс, с которыми сталкивались всё это время. Но существует важный фактор, который обязывает общество быть внимательным в распространении ложной информации — это уголовный кодекс РК.

95cb157e-44cc-4955-8386-75bdbed5832c

Закон гласит: В соответствии со ст. 274 за распространение ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка и причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства грозит:
1. Штраф в размере от 1000 до 5000 МРП.
2. Общественные работы от 400 до 1200 часов.
3. Ограничение/лишение свободы от 1 до 7 лет.

ДП ведёт мониторинг соцсетей
По словам старшего следователя Айгуль Имангазиной, существует специально созданная группа, которая уполномочена правом наблюдения WhatsApp, Instagram, Facebook и др. социальных сетей.
Ключевой факт в вопросе данной статьи кроется в умысле виновного: если человек не целенаправленно, не осознанно распространил фейк и не сделал это дабы причинить вред общественности, то и осуждён он не будет.

Мисинформация — это распространение ложной, ошибочной информации, но без осознания автором того, что эта информация ошибочна.
Несознательные. К примеру, в городе Актобе за весь год был зарегистрирован лишь один случай по данной статье, но расследование закрылось, так как было доказано, что прямого умысла распространить фейк не было.
Как это происходило? Изначально было заведено досудебное расследование в отношении медицинской работницы, которая, написав сообщение в WhatsApp о трёх инфицированных жителях из Китая, попала под статью 274, ч.1, пункт 3 (Распространение заведомо ложной информацией с использованием СМИ).   Но она не знала о правдивости данной информации и не подозревала, что её коллеги начнут пересылать сообщения своим родственникам. Злого умысла распространить фейк не было — значит невиновна.  

Дезинформация — это процесс манипу­лирования информацией: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации, искажения контек­ста и части информации.   
Злонамеренные. Первым человеком, кто был осуждён за ложную новость, стал житель Жамбылской области, который распускал фейк о смерти экс премьер-министра Серика Ахметова. Задержанный Жандос Байшемиров признался в том, что создал фейковый аккаунт в VK и распространил ложную информацию через WhatsApp. Целенаправленно распространил фейк — виновен. В итоге наш герой выплатил штраф в размере 1 982 000 тенге.


Почему людям верится в фейки?
«В психологии всё, что не завершено, стремится к завершению. Когда мы не получаем полноценно законченную информацию и не можем поставить логическую точку, то мы сами начинаем всё додумывать. В Казахстане очень много по-своему авторитетных личностей с разными мнениями, а у народа нету единого лидера. Лидер — это глава семейства, руководитель на работе, блогеры и популярные личности для молодёжи. Мнение лидера берётся за истину, им делятся в узких кругах и оно в конечном счёте может перерасти в вирусную рассылку. Именно поэтому и идёт разброс лидеров мнений.
Основным двигателем в вопросе фейков является стадное мышление. По мнению разных психологов стадный инстинкт происходит из-за массового бессознательного мышления и инстинкта самосохранения. Люди поняли, что вместе быть безопаснее ещё во времена формирования первых племён. Тогда и появилось стадное мышление. Оно может порождать не только фейки, но и массовые предрассудки: интимного, общественного и др. характера. К примеру, в Казахстане до сих пор идёт непринятие такого явления, как чайлдфри (нежелание иметь детей). Чем более развиты подобные предрассудки, тем больше развито и стадное мышление», –  говорит психолог Айбек Наженов.


Кто и зачем пишет фейки
?
По данным texterra.ru фейки распространяют:

  1. «Черные» маркетологи. Так заинтересованные лица могут получать широкий охват в СМИ и соцсетях. Это бесплатный пиар. Новости про личную жизнь звёзд, мировые заговоры, коррупционные скандалы, массовые детские самоубийства, наподобие синего кита, расходятся, как билеты в театр Вахтангова.
  2. Пранкеры и тролли. К примеру, итальянский журналист Томассо Дебенедетти распространяет поддельные новости, показывая, что журналисты очень доверчивы.

Главный редактор «Фактчек в Казахстане» Павел Банников утверждает, что в 90% случаев фейки создаются обычными пользователями сети от скуки. Это делается с целью развлечься или получить к себе внимание. Остальные 10% фейков создаются целенаправленно. Наиболее распространённые фейки в мессенджерах создают мошенники, которые пытаются вытащить ваши личные данные и ваши деньги. В эти 10% входят и фейки, созданные с целью пропаганды государственных, политических и прочих идей. Похожую точку зрения разделяет и SMM-специалист Аслан Утеулин, который разделил два основных ответвления фейков.  

  1. Инициированные фейковые новости, за которыми стоят силы и финансы, и которые преследуют конкретную политическую или коммерческую цель.
  2. Фейки, которые создают сами пользователи на основании слухов и др. недостоверной информации.

          «Мне постоянно приходится сталкиваться с фейками. Любое событие, персона или явление вызывает массу слухов и сплетен. На данный момент множество фейков вокруг событий в Нагорном Карабахе. Обе стороны дают огромное количество заведомо политизированной информации, в которой очень сложно разобраться. На одно и то же событие даются противоположные оценки, и это очень сильно путает читателей», – говорит Аслан Утеулин.

Мировой опыт
Проблема фейков актуальна, как в странах СНГ, так и по всему миру. Распространяется фейк не только из-за рекламы и потехи ради. Много историй и о самих журналистах, которые забыв об этике, осознанно создавали фейки и обманывали своих читателей.
Беларусь. Денис Лавникевич на протяжении 10 лет ссылался на выдуманных экспертов.
США. Журналист Джейсон Блэр в The New York Times выдавал за эксклюзивные «оперативные репортажи с мест событий». Ему принадлежат сотни материалов из мест, где он никогда не был.
Македония. Журналист и серийный убийца Владо Танески на протяжении 20 лет работал в издании «Нова Македонjа», вел криминальную хронику о своих же убийствах.
Германия. Бывший журналист Клаас Релотиус, который за свои фейковые репортажи получил такие награды, как «Журналист года» CNN (2014), Премия европейской прессы (2017), Deutscher Reporterpreis (2013, 2015, 2016, 2018). Справедливости ради стоит отметить, что все награды были изъяты за нарушение журналисткой этики.
США. Еще один американский журналист, которого мы не могли не упомянуть. Бывший журналист USA TODAY Джек Келли, который является автором сотни статей и сфабрикованых репортажей, которые написаны в обход журналистской этики. После проверки всех работ выяснили, что Келли никогда не бывал в тайном убежище египетских террористов; не брал интервью у пакистанского студента, который собирался совершить теракт в чикагском небоскребе; не встречался с дочерью иракского генерала, служившего Саддаму. Рассказ о том, как палестинский смертник вошел в кафе и взорвал на себе пояс шахида, тоже оказался фейком.

Как не попадаться на фейки?
Надо перепроверять информацию, ведь ложные факты создают у людей ложную картину мира.
95cb18fb-d4e3-4701-9dc9-f9937e64661a

  1. Прививайте себе критическое мышление. Критически мыслящий человек не склонен слепо верить чужим словам и не поддается манипуляциям. Он самостоятелен и имеет беспристрастный взгляд на происходящее. Критическое мышление долгое время было элитарным: не каждый человек мог себе позволить изучение научных дисциплин и не всем было позволено рассуждать свободно и руководствоваться исключительно логикой. Человеку прошлого всегда было проще и безопаснее ориентироваться на общественные привычки и стереотипы. Но времена поменялись и ориентироваться в источниках информации очень важно.
    Как мыслить критично? Подвергайте сомнению информацию и ищите дополнительные доказательства описанных результатов. Беспристрастность и сомнение — главные союзники в этом деле. Профессиональное недоверие и проверка реальности на прочность. 
  2. Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников. Аслан Утеулин призывает доверять статистике лишь от государственных или независимых организаций. Если речь идёт об отдельных персонах, то проверить аккаунты этих самых личностей.
  3. Выбирайте контент, который потребляете. Регулярный фактчекинг в Казахстане ведёт журналист Михаил Козачков на сайте Factcheck.kz. У проекта также есть действующие аккаунты в соцсетях, как Тelegram, Instagram, VK, Facebook, Тwitter.

    Как это делают профессиональные фактчекеры?

    Главный редактор проекта «Фактчек в Казахстане» Павел Банников рассказал нам три главных принципа, на которые опирается его команда во время фактчекинга:

    1. Открытость данных. Они опираются лишь на открытые источники и категорически не публикуют анонимных авторов.
    2. Открытость методики. Всегда объясняется, почему этот автор компетентен в поднимаемом вопросе.
    3. Открытость финансирования. Во избежание конфликтов интересов и для максимальной прозрачности в открытом доступе указаны все партнёры проекта.

              Как говорил Доктор Хаус, «все врут» и, к сожалению, он прав. Врут политики, врут многие СМИ, врут блогеры и социальные сети. Поэтому всегда гуглите, желательно будучи не залогиненным, а в режиме инкогнито. Тогда ваш поиск не будет искажаться вашими предыдущими поисковыми запросами и результатами.

    Павел Банников

    Каким порталам доверяет один из ведущих фактчекеров в Казахстане?

    «Мы доверяем тем ресурсам, где есть прозрачность редакционной политики и прозрачность финансирования. Тогда мы понимаем, кто стоит за изданием. Для меня источниками, которым я могу доверять, приходятся Vlast.kz, Уральская неделя, Informburo.kz и HOLA news с приходом в неё Зарины Ахматовой в качестве главного редактора.

    Тем не менее, любую информацию, которая попадает в моё поле зрения, я перепроверяю. Я это делаю, потому что понимаю, что все мы люди и можем допустить ненамеренные ошибки.

    Для меня фактчекинг — это привычка, доведённая до автоматизма. Профессиональный навык, который просто включается на автомате — часть работы, которая с опытом становится частью жизни, и ты не считаешь это чем-то трудным»,  говорит Павел Банников.  

    Как вы понимаете, что нужно проверить информацию?

    «Проверить всё абсолютно невозможно. Особенно для маленькой редакции, как наша. Есть несколько главных принципов, по которым мы отбираем материалы для фактчекинга:

    1. Общественный резонанс
    2. Массовость распространения информации
    3. Общественный интерес
    4. Принципиальная проверяемость.

    Хочется обратиться к журналистам: в последнее время нас превратили в говорящие лица. Мы то и дело транслируем всё то, что нам говорят. Может быть стоит задуматься и проверить всё сказанное перед тем, как эту информацию выдать в эфир. Будь то слова депутата или самого президента. Это очень важная задача, которая, к сожалению, во многих редакциях не выполняется», - говорит Павел Банников.

    Перепроверяйте информацию, читайте новости лишь из проверенных источников и будьте бдительны.

    (фото с behance.net)