20 лет Kazakhstan Fashion Week.
В Алматы стартует юбилейный, 35-й сезон «Kazakhstan Fashion Week» (KFW), отмечающий свое 20-летие. Основанный в 2004 году Саятом Досыбаевым, казахстанским дизайнером, журналистом и генеральным продюсером KFW, совместно с Алексеем Чженом, основателем бренда «Alex Chzhen», стилистом, арт-директором KFW, прошел путь от первых показов до международного признания, став символом модной индустрии Казахстана. Этот проект открыл десятки имен в казахстанской моде, дал толчок развитию культурных инициатив и обеспечил Казахстану статус важного игрока на мировой модной арене.
Саят Досыбаев рассказал о развитии KFW за прошедшие годы, начиная с первых шагов и трудностей, продолжая рассказом о международном признании и устойчивом развитии, а также поделился своим видением будущего казахстанской моды и индустрии. Мы поговорили с ним о достижениях KFW, о том, как изменился Казахстан в глазах мировой моды, и о его личных взглядах на моду и стиль.
Вы довольны результатами своей работы?
20-летие KFW — это важный рубеж для нас. Мы гордимся тем, что за два десятилетия смогли стать значимой платформой для развития казахстанской моды и привлекли внимание к уникальности наших дизайнеров. Это юбилей не только для нас, но и для всей индустрии, которая за эти годы прошла длинный путь. Мы хотим показать миру, что казахстанская мода не только развивается, но и имеет свою самобытность, стиль и культурные особенности, которые отличают её от других. Этот год станет для нас важным шагом вперед, и мы уверены, что за ним последуют ещё много значительных достижений. Мы стремимся продолжать интеграцию казахстанской моды на международную сцену, расширять сотрудничество и поддерживать молодых дизайнеров, предоставляя им возможность заявить о себе.
Как вообще появилась идея запустить неделю моды?
Идея создания недели моды возникла в 90-е годы, когда я начал посещать показы в Париже и Милане в качестве журналиста. Тогда я был единственным представителем Центральной Азии, кто мог видеть мировую моду изнутри. Я видел, как собираются байеры, журналисты, клиенты со всего мира, чтобы увидеть новые коллекции. Казахстан, богатый культурой и традициями, нуждался в таком событии, которое смогло бы вдохновлять и демонстрировать таланты. В 2004 году, вместе с Алексеем Чженом, мы основали KFW, чтобы создать профессиональное модное пространство в Казахстане.
А какие были первые шаги?
Первые шаги были нелегкими. Мы строили проект на чистом энтузиазме, без значительных средств и опыта. В стране модная индустрия еще только начиналась, и местных дизайнеров было мало. Даже концепция недель моды была чужда для большинства людей — никто не знал, как организовать подобное событие, зачем оно нужно, и как его воспримут. Мы сталкивались с недопониманием и сомнениями, но верили в свою идею. Постепенно интерес к моде начал расти, и люди стали ценить ее как важную часть культуры.
Как вы видите миссию KFW?
Мы хотели, чтобы казахстанцы носили казахстанское, чтобы у местных дизайнеров появилась возможность проявить себя, а казахстанцы могли гордиться национальной модой. Это было сложно — многие даже не представляли, что казахстанская одежда может быть качественной и красивой. Но наша миссия удалась, и KFW изменил восприятие моды в стране. Сейчас наша цель — сделать так, чтобы казахстанская мода была уважаема и признана на международной арене.
Какие моменты с самых первых показов вам особенно памятны?
Первые показы проходили в непривычных условиях — один из самых запоминающихся прошел на недостроенной станции метро в Алматы. Представьте себе: зрители в вечерних платьях и на каблуках спускаются под землю, где еще идут строительные работы. Это было уникально и вызвало массу положительных отзывов. Такие моменты остаются в памяти, потому что они создавали неповторимую атмосферу и подчеркивали, что мода — это не только одежда, но и искусство.
Когда мы начинали, казахстанская мода только зарождалась. За два десятилетия мы прошли огромный путь. Особенно значимо для нас расширение международного признания. За эти годы мы стали не просто казахстанской неделей моды, но и важной платформой, представляющей нашу культуру миру. Мы выезжали на показы в Италию, Францию, Китай — это дало возможность нашим дизайнерам увидеть мир и показать себя. В России нас знают и уважают, а также проявляют интерес к казахстанской моде в Японии и Южной Корее. Нам удалось показать, что казахстанская мода уникальна и способна конкурировать на мировом уровне.
За эти годы KFW стал стартовой площадкой для десятков дизайнеров, некоторые из которых сейчас выходят на международный уровень. Мы гордимся, что KFW дал путевку таким талантам, как Лария Джакамбаева и Леонид Жеребцов. Они начинали с нас, и их успех подтверждает, что KFW действительно поддерживает таланты.
Особенно важным достижением стало внедрение экологичных практик. Мода движется в сторону устойчивого развития, и мы сделали эту тему частью KFW. На наших показах представляются коллекции, созданные с минимальным воздействием на природу, мы поддерживаем «апсайклинг» (от англ. upcycling, это вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности) и экологичные материалы. Это не просто дань моде, а философия, которую мы прививаем нашей аудитории и дизайнерам.
Как изменилась репутация казахстанской моды на международной сцене за последние 20 лет?
Когда мы начинали, к казахстанской моде относились с осторожностью и даже скептицизмом. Мы были новинкой для западных рынков, и никто не знал, что из себя представляет Казахстан. Но благодаря KFW наши дизайнеры стали выезжать на международные площадки и начали завоевывать признание. Сейчас казахстанские дизайнеры востребованы не только в России, но и в Турции, Германии, Японии и других странах. Мы смогли показать, что у казахстанской моды есть стиль, уникальность и собственный голос, который интересен миру.
Какие страны и дизайнеры проявляют наибольший интерес к казахстанскому модному рынку?
Наибольший интерес проявляют дизайнеры и покупатели из России, Турции, Германии и Японии. В этом году у нас будут участники из Южной Кореи, и это еще один важный шаг к расширению наших международных связей. Приятно видеть, что казахстанская мода вызывает интерес за рубежом. Это подтверждается не только участием иностранных дизайнеров, но и заинтересованностью международных байеров, которые уже начинают искать казахстанских брендов для своих коллекций. Все чаще казахстанские дизайнеры получают приглашения на международные выставки и показы. Мы также видим растущий интерес со стороны таких стран, как Китай и Франция, что, безусловно, способствует укреплению позиций Казахстана на мировой модной арене.
Что для вас является особенным в казахстанской культуре?
Наши орнаменты, традиции и самобытный стиль — это то, что привлекает зарубежных дизайнеров и экспертов. Казахстанская мода сохранила уникальность и чистоту линий, которые западная мода порой утратила. Многие иностранные дизайнеры восхищаются этими элементами, они видят в них свежесть и вдохновение, которых так не хватает в мировой моде. Особенно ценятся наши этнические мотивы, такие как казахские орнаменты, которые мы активно адаптируем в современные коллекции. Эти уникальные особенности стали настоящей визитной карточкой казахстанской моды, и для меня это большая гордость — представлять нашу культуру и стиль на мировой арене.
Какие вызовы сейчас стоят перед KFW?
Сегодня главный вызов — это конкуренция и необходимость соответствовать мировым трендам. Мода меняется быстро, и мы должны успевать за этими изменениями, поддерживать высокий уровень качества и привлекать талантливых дизайнеров. Кроме того, пандемия показала нам, что важно быть гибкими и уметь адаптироваться. Мы стремимся внедрять новые технологии, развивать цифровые форматы и поддерживать тех, кто верит в будущее казахстанской моды.
Повлияла ли пандемия на развитие модной индустрии?
Пандемия привнесла значительные изменения, особенно в подходе к цифровым технологиям. Мы начали работать с digital-форматом, который позволил расширить аудиторию и привлечь внимание к казахстанской моде за пределами страны. Этот опыт дал нам много нового и показал, что мода может адаптироваться к любым условиям, оставаясь интересной и актуальной.
Насколько эффективны программы, направленные на поддержку начинающих дизайнеров в рамках KFW?
Мы запустили конкурс New Generation, который ежегодно собирает молодых дизайнеров, давая им уникальную возможность заявить о себе и продемонстрировать свой талант. Это важная часть нашей работы, и мы видим, как New Generation помогает открывать новые имена в модной индустрии Казахстана. В 2024 году конкурс пройдет под темой «ART in FASHION», и это будет уже 13-й Международный конкурс дизайнеров. Участники смогут продемонстрировать свои идеи и воплотить их в арт-объекты, выражая творческий подход к одежде. Это открывает большие перспективы для молодых дизайнеров, так как конкурс не ограничивает фантазию и дает возможность работы с различными материалами.
Для нас важно, чтобы начинающие дизайнеры не только проявили себя, но и получили шанс представить свои работы на профессиональных подиумах, как, например, на финале Kazakhstan Fashion Week. Победитель конкурса получит возможность представить свою коллекцию на главном подиуме страны. Эта инициатива — уникальная возможность для талантливых молодежных дизайнеров, чтобы выразить свое видение моды и показать, как искусство и мода могут пересекаться в повседневной жизни.
Какие планы на будущее у KFW?
Мы нацелены на расширение международного сотрудничества, поддержку экологичной моды и развитие цифрового формата. В ближайшие годы мы планируем усилить интеграцию с мировыми модными событиями, чтобы казахстанская мода была наравне с мировыми брендами. Это включает в себя участие в международных показах, сотрудничество с зарубежными дизайнерами и экспертами, а также продвижение казахстанской моды на крупных международных платформах.
Кроме того, мы будем активно развивать концепцию устойчивого и осознанного потребления. В рамках Kazakhstan Fashion Week мы продолжим поддерживать экологичные инициативы, такие как использование переработанных материалов и продвижение идеи «апсайклинга». Мы верим, что будущее моды — это не только эстетика, но и забота о нашей планете.
Немаловажным для нас является цифровизация отрасли. В ближайшие годы мы будем развивать цифровые форматы, чтобы делать модные события доступными для зрителей по всему миру, а также создавать новые возможности для онлайн-выставок и продаж. Мы уверены, что цифровые технологии станут важным инструментом в продвижении казахстанской моды, открывая новые горизонты для дизайнеров и их зрителей.
Как бы вы описали свой индивидуальный стиль, который всегда привлекает внимание?
Мой стиль всегда меняется в зависимости от настроения и ситуации. В какие-то моменты я предпочитаю яркие, смелые образы, которые подчеркивают индивидуальность, в другие — простоту и комфорт. Для меня одежда — это не просто предмет, который носишь, а отражение твоего внутреннего состояния и личности. Мода — это целая культура, в которой я вижу возможность самовыражения, раскрывая свою сущность через выбор стиля и деталей.
Что значит быть дизайнером и продюсером в мире моды?
Для меня быть дизайнером и продюсером в мире моды — это возможность вдохновлять людей, развивать и поддерживать культуру через творчество. Мода — это искусство, которое требует не только креативности, но и ответственности, дисциплины. Как продюсер, я стремлюсь создавать пространство для новых идей и талантов, чтобы они могли быть услышаны и оценены. Я горжусь тем, что могу помогать молодым дизайнерам раскрывать свой потенциал, направлять их и поддерживать на пути к успеху. Мода — это не только одежда, это способ самовыражения и отражение внутреннего мира каждого.
Есть ли у вас советы для тех, кто хочет работать в моде?
Мой совет тем, кто хочет заняться модной индустрией: будьте настойчивыми и верьте в себя. Эта сфера требует не только таланта, но и упорства, постоянного самосовершенствования и готовности учиться. Ставьте высокие цели, не бойтесь пробовать новое и не останавливайтесь на достигнутом. Мода — это путь, где каждый шаг имеет значение, и если вы верите в свою идею и стремитесь к совершенству, успех не заставит себя долго ждать.
Какой главный урок вы вынесли из 20-летней работы над KFW?
Главный урок, который я вынес из 20-летней работы над KFW — это вера в свои силы и непрерывное движение вперед. Я понял, что мода — это гораздо больше, чем просто одежда. Это способ выразить культуру, ценности и мировоззрение. Мода не только формирует внешний облик, но и влияет на менталитет общества, помогает создавать новые смыслы и открывать новые горизонты для людей.
Автор: Дамира Найманбаева