О неделе Участникам Партнерам Расписание
home-top

Откровенный разговор состоялся с Арт-директором Kazakhstan Fashion Week Алексеем Чженом у Нурии Сипатаевой. Поводом послужил личный интерес журналиста и, конечно, приближающаяся Неделя моды. Мы с удовольствием предлагаем узнать смелое, неординарное, местами резкое суждение главного в стране эксперта о моде и о людях, работающих в этом бизнесе.

- Алексей, впереди 25 сезон. Если провести резюме, какие выводы можете сделать, какие задачи сейчас вы ставите перед собой?

- Задачи одни и те же - популяризация казахстанских дизайнеров не только в Казахстане, но и во всем мире. И наш лозунг, который был придуман еще 20 лет назад, остается актуальным: «Казахстанцев одеть во все казахстанское». Это наша миссия.

Kazakhstan Fashion week - национальная неделя. Мы проходили разные этапы, приглашали иностранных журналистов, различных байеров, селебрети. И мы поняли, что нужно развивать свое производство и свои таланты, которые непосредственно живут и работают во благо нашей родины. Пусть звучит пафосно, но на самом деле это так. За эти годы люди с удовольствием стали носить казахстанские вещи. Мы именно к этому стремились. Конечно, есть и другая сторона монеты - появилось много псевдодизайнеров, которые играют в свою игру и развращают рынок безвкусием, ужасным качеством кроя, ужасным исполнением.

Мода – это не только fashion-шоу и показы. За модной индустрией должна стоять производственная история, промышленная. У нас в Казахстане не производят ткани. Все дизайнеры до сих пор ездят по разным странам в поисках фурнитуры.

Во всем мире мода – это часть культуры, которую поддерживает государство. Мода является показателем развития культуры в государстве, отражает текущие процессы в современном обществе. Мода, искусство, кино и театр в одной концепции. В этом плане у нас много задач.

исходник.jpg

- Вы объявили о начале нового этапа в развитии индустрии моды. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается этот новый этап.

- Показ в Kazakhstan Fashion week (далее - KFW) нужно заслужить - принять участие в нем смогут только самые-самые! В показах примут участие победители конкурса Open Way, а также дизайнеры, для которых участие в неделе моды является своеобразным экзаменом на состоятельность и талант.

Открыв 25-ый сезон в Алматы, KFW продолжит серию показов в Шымкенте, Актобе и Астане, чему мы безмерно рады. Ведь творческим людям, живущим в регионах, легче начинать и раскрываться на местах, тем более на месте есть и поддержка региональных спонсоров, партнеров, акиматов. Также, впервые в этом сезоне будут представлены коллекции одежды для детей и подростков. Площадкой для показов в Алматы в этом сезоне станет Дворец Республики.

- Участниками недели моды в Москве являются дизайнеры мусульманской одежды. У нас в этом направлении кто-то работает? Считаете ли вы это направление модой?

- Я отношусь к этому совершенно спокойно и хорошо. Но это направление не является модой по определению. Это больше связано с религией. И никак не может быть коммерческим проектом в моем понимании.

- У KFW есть требования к моделям? Понятно, что анорексичные модели остались в прошлом. Есть новые тенденции в модельном бизнесе?

- Особых требований нет, моделей выбирает дизайнер, который при создании коллекции видит, какой ему нужен образ. На кастинг приходят порядка шестисот моделей. Что касается лично моих требований - я никогда не беру кукольных, глянцевых моделей. Я ищу необычные, характерные образы. С моей счастливой руки модели становятся звездами и работают в Европе.

DSC_5416.jpg

- Каков этап продвижения дизайнера, с чего начинается ваша работа и когда молодой дизайнер покидает гнездо KFW?

- KFW - это платформа, которая помогает молодому дизайнеру сформироваться. Мы находим, выявляем творческие единицы, обучаем, проводим мастер-классы, помогаем новичкам творчески раскрепоститься, учим общаться с байерами, показываем, как делается шоу. Участие в Неделе моды является бесценным опытом. Мы даем дизайнерам шанс – воспользуются они им или нет, смогут ли правильно распорядиться знаниями и опытом – это уже их история и ответственность.

- В вашем понимании, что нужно молодому дизайнеру, чтобы реализоваться и стать успешным?

- В первую очередь наличие таланта, ДНК дизайнера, т.е. наличие личного кода или почерка. Обычно это ассоциативная связь бренда с каким-то продуктом, стилем, приемом.

Обязательно наличие образования! Рисовать может кто угодно. Но если ты не умеешь конструировать, не умеешь шить, не можешь говорить на одном языке с людьми, которые создают с тобой коллекцию, ты не профессионал. Это равносильно тому, как хирург будет знать теорию, а на операции объяснять на пальцах, что делать.

И, конечно, в нашей профессии должны быть амбиции. Я говорю не о тщеславии, а амбициях постоянно удивлять, совершенствовать мастерство. Амбиции должны быть подтверждены профессионализмом и талантом.

- А что нужно человеку, чтобы развить чувство стиля и быть творчески наполненным?

- Нужно расти – читать книги, смотреть хорошее кино, изучать искусство, слушать качественную музыку, путешествовать, есть вкусную красивую еду. Я не говорю, чтобы это была черная икра, нет. Я про культуру питания, про эстетическое удовольствие. Разнообразьте культурную жизнь, ходите в театры. Я, например, постоянно учусь. Самосовершенствоваться нужно, и тогда ты будешь на мир смотреть по-другому. Если наденешь Louis Vuitton, ты не станешь от этого лучше. Некоторые говорят: «Вот будь у меня миллион, я был бы таким модным и стильным!» Можно быть стильным и с небольшим бюджетом, надеть неизвестную марку, и будешь дорого выглядеть, потому что у тебя все работает в гармонии - глаза, внешность, волосы, ухоженность, манеры. Да, первые 5-10 секунд по психологии оценивается внешний вид, но, когда человек раскрывает рот, уже никто не видит, в чем он одет. Если оппонент увлечен разговором, речью, тогда все - это победа!

А если вы плохо выражаете мысли и плохо одеты, собеседник начинает раздражаться. Он начинает изыскивать какие-то нюансы. Надо найти баланс, гармонию, быть в хорошей физической форме, тогда все будет хорошо. Это моя философия, философия моего бренда.

- Ваши коллекции относят к интеллектуальной моде, расскажите, пожалуйста, что подразумевает это направление?

- Интеллектуальная мода - это про минимализм кроя, четкость линий и деконструктивизм. Это мода для уверенных в себе и самодостаточных. И это необязательно должно быть дорого. Интеллектуальная мода не приемлет логотипы и другие заявления о «крутизне». Она вообще очень спокойна, зато делает ярче своего носителя.

- Женщина в такой одежде может быть женственной и сексуальной?

- Конечно. Сексуальность в индивидуальности. Я не люблю унисекс. Я не люблю коллекции, когда мужчин делают женщинами, а женщины носят чересчур мужское. Между женщиной и мужчиной должна быть грань, это генетика. И когда мода начинает эпатировать и смешивать, я как-то удивленно на это смотрю. Зачем и для чего? Я за то, что можно и нужно быть смешной в хорошем плане, чтобы добавлять краски в свой гардероб.

DSC_5442.jpg

- Как вы считаете, талантливым людям позволено больше, чем обычным?

- Так кажется. Есть 10 заповедей, которые ты должен соблюдать. Если то, что ты делаешь не приносит вреда обществу, это хорошо. Но когда идешь по головам и ущемляешь интересы других, это не допустимо. Творческие люди любят играть и заигрываться в свою философию/сказу. Это удобно. У всех есть свои комплексы, достоинства и недостатки, и за определенной маской-ширмой ты можешь это прикрывать.

- А вы готовы работать с неприятным, но талантливым человеком? Вы знаете, что как человек он просто сволочь, но талантливый.

- Его можно простить, потому что он гений. У меня были такие преподаватели, когда я учился в Италии, во Франции. И они просто ужасны как люди! Я бы не смог с ними дружить, но они гениальны! Надо вовремя заткнуть свои амбиции, ведь таких знаний никогда больше не получишь. Я за это благодарен им.

- Вы можете приказать/запретить использовать национальный орнамент, может хотя бы одна Неделя моды пройти без дизайнеров, работающих в этностиле?

- Да, мы можем так сказать в своем проекте. Мы практически не показываем национальную одежду. Потому что казахский рисунок просто извратили. Казахский орнамент очень сложный и очень красивый. И каждый рисунок имеет определенное значение и философию. Для того, чтобы работать с любым орнаментом или рисунком, не важно, казахским, русским, корейским, надо понимать, какое у них обозначение. Символы и знаки несут энергетическую нагрузку, как и наши даты рождения. А когда люди на этом зарабатывают, и при этом представляют все в худшем варианте, я против. Мне нравится настоящий исторический казахский костюм, который не дизайнеры делали. Который делали прапрабабушки. Это действительно истинное искусство, и там нет каких-то дорогих тканей, ниток, но там видна работа, настроение и драматургия.

- Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, считается, что нужно быть всегда на виду. На ваш взгляд, насколько светская жизнь влияет на продвижение творчества?

- Я не люблю тусовки. Я все это проходил, мне скучно. Не люблю сплетничать, выяснять отношения, не хочу жить чужой жизнью. Я всегда был далек от этого, поэтому, надеюсь, у меня хорошая репутация и люди обо мне хорошо говорят. Мне нравится бывать там, где интересно, интереснее проводить время дома - рисовать, читать. По работе нужно, конечно, посещать мероприятия, но не так, как я иногда это вижу. Мне было бы просто даже стыдно.

В этом плане журналисты способствуют и формируют иногда неправильный взгляд, раскручивают одних и тех же с большим количеством подписчиков, которые в большинстве своем являются пустыми людьми. Понимаете, в регионах создается впечатление, что эти люди могут влиять на какую-то ситуацию. Действительно талантливые молодые журналисты или дизайнеры в регионах хотели бы работать в каком-то издании, но делают выводы, что их талантов недостаточно, что нужно с кем-то спать или дружить, чтобы попасть в модную тусовку.

Поэтому, надо писать и рассказывать о действительно талантливых и интересных людях. Они вас удивят. Дайте шанс, дайте свободу, и они прославят Казахстан. Не тусовками и скандалами, а своей красивой работой. Журналисты пишут о тех, с кем дружат. В конечном счете наша проблема - МЫ НЕ РАЗВИВАЕМСЯ!

У нас везде красивая упаковка, но начинка гнилая. Зайдите в пятизвездочный отель или крутой ресторан – там зачастую нет сервиса и это наш бич. Да, когда приходишь на рынок, ты не ждешь высокого облуживания, потому что понимаешь ментальность и психологию места, в которое пришел. Но если ты заходишь в «5 звезд», сервис должен быть на 5 звезд!

Мы хотим красивую упаковку в виде дорогой мебели, люстр, модных интерьере ров, но не хотим вкладываться в специалиста, который потом принесет больше денег. Если вложиться в классного повара и в сервис, такие потоки образуются! Опять же - мы не хотим развиваться.

Обидно, что много талантливых людей покинули страну. Я надеюсь настанет момент, когда люди начнут возвращаться, чтобы жить в своей стране и развивать ее.

Когда молодой дизайнер начинает говорить, что мечтает выступать где-то за рубежом, я говорю: «Так не бывает. А что ты сделал для своей страны?». Многие хотят здесь зарабатывать, а жить где-то далеко. Так пусть живут там и там зарабатывают. Дайте возможность зарабатывать тем, кто развивает Казахстан. Я патриот своей страны, это правда. Это не просто слова, иначе я бы просто уехал. Я здесь не потому, что мне некуда ехать, у меня много возможностей, и пусть не скромно сказано, я специалист в своей области. Я реализуюсь и буду востребованным в любом месте!

Мне не надо играть в популярность и звездность, быть знакомым с определенными людьми. Мне кажется, это даже оскорбительно, когда тебя знают не как личность, а как того, кто дружит с определенными людьми. И это грустно. Лучше всего, если кто-то скажет, что дружит с Алексеем Чженом. Вот это приятнее (смеется).

1.jpg

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в вашей команде?

- Он должен любить свое дело. У нас есть специалисты, которые не профессионалы, но у них есть огромное желание учиться, и это сразу видно. Какая-то химия возникает с такими людьми – так мы сразу разглядели нашего офис-менеджера, она уже десять лет с нами работает и стала классным специалистом, так выстроила отношения, что ее обожают все журналисты, дизайнеры. Несмотря на то что, ее приглашают в другие места и предлагают ей огромные деньги, она осталась с нами, потому что есть вещи выше денег. Всех денег не заработаешь.

Приходят и такие люди, которым нужен доступ в светскую жизнь, в тусовки. Мы сразу таких отсеиваем.

- Вы с Саятом объездили весь мир, являетесь почетными гостями всех самых престижных показов – дайте оценку, что происходит на мировых подиумах, я читала, что многие дизайнеры хотят уйти от формата традиционных Недель моды.

- Да, Неделя моды — это очень затратное мероприятие. Тем более что на Западе давно уже ничего не изобретается. Все давно изобретено основателями Домов. Тот же Карл Лагерфельд пользуется архивом Коко Шанель. Демна Гвасалия, который возглавляет Balenciaga, переносит в современный мир то, что в данный момент нам нужно. Но все это эскизы самого Кристобаля Баленсиага.

- На этом можно долго продержаться?

- Нет ничего вечного, пройдет эпоха, как прошла, к сожалению, или к радости, с Симачевым, Рубчинским. Тот же Louis Vuitton - это совершенно коммерческий бренд. Это правильная логомания. Я всегда говорил, что маркетинг обманул весь мир на дерматине, на кожзаменителе! Ничего не изобретено, просто придуман знак.

Классику никто не отменял! Почему Chanel знаменит своим платьем футляр, жемчужными бусами и твидовым пиджаком? Его все хотят! Это и есть ДНК, ты ни с чем его не спутаешь!


Текст: Нурия Сипатаева

Фотографии: из личного архива Алексея Чжена