Креативный директор Kazakhstan Fashion Week Astana Аяжан Жаксыбай посвятила около 17 лет жизни работе в корпоративном секторе, прежде чем осознать, что ее стихия - это творчество, которое прорвалось в виде нескольких проектов - кинокомпании IMANZHAPYRAK FILMS, бренда одежды AIKA ALEMI, а также одноименного фешн-инкубатора и школы дизайнеров.
Сегодня Аяжан - постоянный участник недель мод в Казахстане, Европе и Азии. В этом году она признана лучшим дизайнером по версии Asia Fashion Awards, а еще награждена премией ELLE style awards Kazakhstan 2016 за вклад в развитие культуры и дизайна.
-
Первый вопрос у меня всегда философский. Скажите, что для вас идеальная жизнь?
Духовная жизнь, в которой есть поклонение и контакт с Богом.
-
Расскажите немного о себе?
Я много лет работала в крупнейших мировых корпорациях, но в какой-то момент решила, что хочу реализоваться творчески, поступила в киношколу в США и ушла с высокооплачиваемой работы. Потом, когда я стала снимать фильмы и стала выражать себя творчески, у меня появилась смелость и в голове как будто стали открываться одна за другой двери. Я начала придумывать одежду для себя, потом для друзей и их друзей. В конце концов, когда в Нью-Йорке незнакомая женщина буквально сняла с меня кардиган и заплатила мне за него 250 долларов, я решила запустить бренд.
-
Какое оно – вдохновение Аяжан Жаксыбай?
Вдохновение везде, как говорила Шанель, мода - это не только платья. Музыка Вагнера, слова мудрости Абая, фильмы Франсуа Трюффо, танец, предпринимательский гений Дэвида Геффена и многое другое каждый раз вдохновляет на новые идеи.
-
А бывают ли тяжелые, кризисные периоды вдохновения?
Такого пока не было, наоборот очень много идей, которые хочется воплотить. Мне кажется, такое случается с людьми, когда из-за давления своего эго они начинают думать, что все это их идеи и их талант. На самом деле, мы все просто канал, через который Бог или Универсум, Высший разум сообщает определенный посыл миру. И наша обязанность - честно и преданно работать и, самое главное, быть благодарным и "соблюдать субординацию", то есть знать, что мы просто люди, а не боги.
-
Опишите, пожалуйста, ваш творческий процесс: от задумки до продажи изделия?
Сначала нахожу идею, потом пути ее концептуализации, затем все это фиксируется в мудборде коллекции. Затем эскизы, примерно 100 штук по всем предметным группам от пальто до платьев, шорт, футболок, вязаных изделий, брюк. Затем отбрасываю неподходящие эскизы и утверждаю план коллекции. Потом отшиваю образцы и это целая череда итераций от прототипов из муляжной ткани до готового изделия. Потом просчитываю себестоимость и оптовую цену. Затем продумываю съемку каталога, подбираю локацию, модель, макияж, стайлинг каталога. Следующий этап - написание пресс-релиза и составление коммерческих документов как лайн шит (line sheet), то есть прейс-курант. Затем я рассылаю приглашение для байеров в шоурум в Париже и уже во время Парижской недели моды принимаю заказы от магазинов. Когда заказы подтверждают, вносят предоплату, мы их отшиваем и высылаем магазинам.
-
Опишите стиль бренда Aika Alemi?
Эклектика, сочетающая национальное казахское наследие и современные цвета, силуэты, фактуры. Трансформеры, двусторонние текстуры, вещи ручной работы, которые можно передать по наследству.
- Какой он - современный модный человек?
Он живет в большом городе, у него нет возможности переодеваться в течение дня, он утром выезжает из дома и возвращается только поздно вечером. Любит универсальные, многофункциональные вещи, которые можно носить в любых ситуациях: и за ребенком в школу пойти, и в офис надеть, и встретиться с друзьями на коктейле. Не боится сочетать несочетаемое, экспериментировать, быть разным, гибким и неожиданным.
- А теперь давайте представим, а точнее вспомним, как проходят ваши показы. Объявляют ваш бренд, звучит музыка, и выходит первая модель… расскажите о чувствах?
Проживаю все как важное действо, как еще одно выражение идеи и посыла коллекции, только языком сценографии, дефиле и музыки.
-
Какой вы видите свою деятельность через лет 10?
Я занимаюсь не только модой, но также кино, пишу статьи о моде, культуре, стиле жизни, также преподаю и работаю куратором моды, делаю фестивали современного искусства и музыки. Через 10 лет я хотела бы делать больше для других, а не для себя, служить другим людям.
- Расскажите о коллекции, которую представите на Kazakhstan Fashion Week Astana? Какие ткани вы использовали? Цвета и оттенки?
В сезоне весна-лето 2017 года в образах AIKA ALEMI легкость и простота, отсылающие к непринужденной притягательности работ художников-прерафаэлитов. Силуэты свободны и чувственны: от сказочных шелковых платьев до жакетов, задрапированных как будто обвивая тело с игривым намеком на викторианские формы. Интерпретируя в люксовом формате повседневные предметы одежды, дизайнер играет с портновскими жанрами, приспосабливая базовые предметы одежды к многофункциональному городскому образу жизни.
Цвета коллекции от серого, темно-синего до пастельного голубого, серого, молочного и мягкого белого. Ткани от натурального льна и хлопка до прозрачных шелковых шифонов и жоржетов придают современным формам вневременной оттенок. Трансформируемые и многовариантные вещи-хамелеоны от AIKA ALEMI легко и естественно становятся частью жизни мобильной, активной и динамичной современной женщины.
Коллекция AIKA ALEMI весна-лето 2017 года представлена в ходе
· презентации в рамках проекта Break Time на выставке White в рамках Milan Fashion Week 25 сентября 2016 года;
· продаж в шоуруме Cube во время Paris Fashion Week 30 сентября - 5 октября 2016 года;
· показа в рамках недели моды Kazakhstan Fashion Week Astana 25 ноября 2016 года
-
Как думаете, казахстанцы готовы потреблять только дизайнерскую одежду?
Дизайнерская мода - это мода от автора, оригинальная, необычная и даже в самых развитых странах этот сегмент предпочитают 15%, максимум 20% потребителей. Для того, чтобы носить дизайнерскую одежду, нужно иметь развитый, продвинутый, изощренный вкус. Большинство покупателей выбирают и носят коммерческую моду, более базовую, понятную, "приглаженную". В Казахстане сегмент дизайнерской моды охватывает всего 1% потребителей (максимум 3%) и то они миксуют их с другими, более спокойными, коммерческими брендами.