Мечтой нужно делиться, когда она окрепнет
Жибек Карасаева
В интервью Индира Элиф Бадамбаева рассказывает о том, как зарабатывает художник в нашей стране, о проданном огромным тираже авторских открыток и о выставке, которую она посвящает теме экологии.
Художница Индира Бадамбаева
Расскажите, пожалуйста, о том, что вдохновило на создание картин для данной выставки.
Я как художник не могу находиться в стороне от того, что вижу. Меня очень сильно беспокоит то, как много потребляет человечество и на сколько мало задумывается об утилизации. Нужно, чтобы у нас у всех во дворе стояли разделители мусора, чтобы человек несколько раз подумал, прежде чем купить какую-то вещь, ходил хотя бы с авоськами и не брал пакеты. Деятельность человека меня ужасает, но у меня есть надежда, что в ближайшем будущем человечество одумается, а точнее сознательная ее часть глобально изменит свои привычки.
Меня вдохновляют не только прекрасные вещи, но и нечто тяжелое. Я думаю, что в моем случае источник вдохновения - это что-то одновременно прекрасное и тревожащее. Сейчас я начала писать серию картин, которые посвящены влиянию человека на экологию и на жизнь животных.
Картина «Спасите наши души» для предстоящей выставки
Картина, которую вы сейчас видите называется «Спасите наши души». И на ней животные задыхаются из-за того полиэтилена, который выбрасывает человек, и который попадает в воду. Черепахи принимают полиэтилен за медуз и еду, проглатывают и в итоге задыхаются.
Свою выставку я проведу предположительно в следующем году и представлю около 40 картин. Выставка будет не только глубоко поднимать тему экологии. Несколько моих картин призывают зрителей следовать за своей мечтой. Думаю, что это будет что-то очень масштабное по своему замыслу.
Когда вы решили, что станете художником?
Свой выбор я сделала в 7 лет. Дело в том, что вместо уроков физкультуры в моей школе было плавание в бассейне во Дворце школьников. Уроки рисования тоже проходили в этом Дворце. Это было здорово: вначале мы час рисовали, а потом час плавали и возвращались в школу. Мне очень нравилось плавать! Но я просто не могла уходить так быстро с рисования. И я попросила маму и учителей, чтобы вместо плавания я оставалась рисовать на дополнительный час. Так в 7 лет я пожертвовала тем, что мне нравилось, чтобы заниматься тем, что я любила больше всего.
Многие родители воспринимают желание рисовать у своих детей не больше, чем хобби. Родители и сами дети боятся за финансовое будущее ребенка. В лучшем случае как компромисс они идут учиться на дизайнеров. Каким был ваш путь?
Я поступила на дизайнера интерьера. Эта профессия казалась мне более современной. Я знала, что с ней смогу зарабатывать. Но в какой-то момент поняла, что я настолько сильно хочу быть художником, что мне все равно, что будет дальше. На втором курсе я перевелась на специальность «станковая живопись» и окончила университет как живописец.
Я думаю, редко получается перехитрить самого себя и не очень хорошо, когда людей ведут страхи. А еще: детям нужно доверять. Многие родители считают: неважно, что ребенок в 12 лет хочет дополнительно заниматься рисованием. Вместо этого они стараются подтянуть его английский или математику, которая у него хромает. Если у него хромает математика в 12 лет, то он не будет математиком. Лучше развивать свои сильные стороны, чем все время подтягивать свои слабые.
Но это не значит, что на худграфе учатся только те люди, которые сами выбрали себе специальность. Вместе со мной учились люди, которые на самом деле хотели стать ветеринарами и преподавателями истории. И это в то время, когда где-то на юридическом или педагогическом факультете учились люди, мечтающие стать художниками.
Автопортрет художницы Индиры Элиф Бадамбаевой
Что с вами было после выпуска из университета?
Я начала работать с 20 лет. С начала 3 курса мои картины были интересны людям: у меня уже заказывали портреты и приобретали мои первые работы. При этом я была злостной прогульщицей в школе и очень много пропускала в университете. Мне так хотелось поскорее выпуститься и стать свободной. Все остальные молодые специалисты после выпуска ищут работу. Они ищут место, куда придут и станут частью какой-то системы. Я при выпуске получила желанную свободу. Но затем меня уговорили поступить в магистратуру. Это было ошибкой. В моем случае это было очередным лишением свободы - мне тяжело быть обязанной ходить куда-то четыре раза в неделю. Это была не практическая магистратура: я думала, что мы там будем много рисовать, а вместо этого были научные статьи и написание работы. Я не чувствовала себя художником в тот момент. По крайней мере не чувствовала, что вокруг меня творческая атмосфера, которая была мне нужна. Я не могла дождаться окончания магистратуры.
Дальше параллельно с написанием картин я работала фотографом: мне нравилась та скорость, которой нет в живописи. В какой-то момент мы с сестрой решили сделать свой сайт, потому что нам очень хотелось сделать что-то классное, что-то, где нас не будут сковывать рамки, и где правила для себя будем определять мы сами. Эта была абсолютная свобода и абсолютное творчество. Он был успешным и популярным. В итоге это вылилось в то, что мы выпустили книгу фото сериал «Д'Алматинцы», а затем на какое-то время или навсегда мы прекратили работу сайта, так как я ушла в свои проекты, сестра Малика стала писать роман «Я никогда не».
В 2016 году я стала выпускать авторские открытки в «Меломане». Они вышли общим тиражом в 9500 экземпляров - для Казахстана это очень большой тираж. Особенно учитывая, что не было никакой рекламы, никакой презентации. Но несмотря на это, как только появлялись эти открытки, их тут же скупали.
Затем я рисовала книгу раскраску для взрослых «Страна цветов» и параллельно проводила выставки.
Презентация альбома для творчества «Страна цветов» 2018 г. Меломан
Перфоманс «Зима близко» 2018 г. Меломан, Достык плаза
Также преподавала живопись разным людям: кто-то из них хотел стать художником, кто-то просто хотел понять, может ли он вообще рисовать или нет. В 2017 году я и семь моих учениц провели выставку «Чего хочет женщина». На этой выставке мы показали около 80 картин.
О чем говорят ваши картины?
Мои прошлые картины были вдохновлены красотой природы, красотой человека и даже красотой света, который играл с предметами, и тем, как он падал на лица людей. Мои портреты говорили об одиночестве человека. О том, что мы все приходим в этот мир по одному.
Расскажите о вашей первой выставке.
Моя первая персональная выставка прошла, когда мне было 20 лет. При финансовой поддержке моих родителей и с помощью моего педагога, который помогал с организацией, начиная с каталога и заканчивая тем, как развесить картины. Я тогда выставила 45 работ и 28 из них были проданы в тот же день. Правда, цены были небольшими, около 200-300 долларов. Мой педагог посчитал, что мне как ученице не стоит ставить другие цены. Но даже если бы мне никто не помог, то пусть и позже, пусть не так идеально, но я бы все равно провела эту выставку. Меня бы не остановило отсутствие поддержки со стороны учителей.
Каким проектом вы больше всего гордитесь?
Я всегда мечтала делать открытки. Я любила покупать и дарить их. Я думала, что надо кому-то заплатить, чтобы выпустили мои открытки или самой распечатать их в типографии. О том, как их потом продавать, я не думала. В итоге случилось все наоборот: на меня вышели представители магазина «Меломан». Они увидели мои картины и спросили, хотела бы я посотрудничать. Я могла иллюстрировать книги, которые они собирались выпускать или делать открытки, которые затем у них продавались. Могла бы быть любая другая продукция, но я зацепилась за открытки, потому что мне очень сильно захотелось это делать.
Культура дарения открыток со времен Советского Союза у нас почти исчезла. В Англии, Германии, Америке и др. странах дарят открытки по разным поводам и отправляют их по почте. Сейчас остались только открытки-конверты для денег, которые извратили весь смысл. И это хочется исправить.
Выпустив первую партию, которая оказалась очень удачной, мы продолжили. Первый тираж был с детьми в национальном костюме, следующий тираж был с детьми, которые занимались йогой и разными видами спорта. Потом были еще два тиража с детьми в национальном костюме. Люди хотели, чтобы открытки не кончались, и чтобы появлялись новые виды, потому что их очень приятно дарить и получать.
Сколько вы на этом заработали?
К сожалению, по контракту я не могу озвучить сумму, но могу сказать, что прожить на заработанные деньги с продаж открыток совершенно невозможно. Для этого тиражи должны быть другими. Это успех для меня, как для художника. и успех самого проекта. Это просто нечто очень приятное.
Как проходил процесс создания открыток?
В начале я рисовала их от руки. «Меломан» сканировал рисунки в типографии, затем дизайнер работал над дизайном открытки. Это все печаталось, и я ездила смотреть на то, как получались эти открытки. Затем я стала рисовать их на планшете и тогда процесс стал легче. Потому что, когда рисуешь от руки при сканировании все равно идет потеря цвета. Это была одна из причин почему я перешла на планшет при создании открыток.
Какие проекты помимо выставки вы планируете воплотить в ближайшее время?
На волне успеха открыток я начала делать кружки с этими же персонажами. Думаю, если бы не пандемия, то эти кружки появились бы уже в «Меломане» или где-нибудь еще. Пандемия меня притормозила. В дальнейшем хотелось бы создать эко сумки, футболки и другой мерч с этими рисунками.
Вы являетесь создателем раскраски для взрослых «Страна цветов». Что вас вдохновляло при создании раскраски?
Раскраска для взрослых была вдохновлена эпохой ар-деко. Для меня эта эпоха - символ чего-то изысканного, сложного и элитарного. Мне очень нравятся линии и образы, которые были характерны для художников, которые творили в эту эпоху. У меня на обложке тоже золотые линии, которые также любили в эпоху ар-деко. Я советую людям, которые купили «Страну цветов» раскрашивать ее золотыми ручками: это будет делать картины красивее и богаче.
Также я вдохновлялась природой: брала альбомы с растениями Казахстана и делала зарисовки. А еще мне хотелось сделать раскраску достаточно практической: чтобы можно было туда приклеить фотографии и вырезать, поставив в фоторамку. Сейчас весь тираж этой раскраски раскуплен, и нет ни одного экземпляра.
В чем изюминка этого проекта?
Я хотела создать такой альбом, где, раскрасив одну из картинок, ты бы хотел ее вырезать и повесить на стену, так как это было бы очень красиво. Если посмотреть раскраски многих художников в них можно заметить, что они образуют в конце скругленные формы. Мои линии вытянутые и это дает ей изящество. На мой взгляд, это самая изящная и изысканная раскраска из всех созданных.
У раскраски успех заключается и в том, что, когда человек берет ее в руки, она настолько красивая, что человек не думает «ой, это сделано в Казахстане».
Фото с презентации альбома для творчества «Страна Цветов» 2018 г. «Меломан»
Почему именно формат раскраски?
Раскраски для взрослых сейчас очень популярный товар, например, на Амазоне они занимают рейтинговые места по продажам. Это полностью идея и инициатива «Меломана». Если бы не они, я не заинтересовалась бы этим сама в отличии от тех же самых открыток.
Фото с выставки «Чего хочет женщина» 2017 г. Центральный Государственный Музей РК
Вы являетесь членом Союза художников Казахстана. Как это произошло?
Я являюсь членом союза художников 5-6 лет. Вступила в него по инициативе моего педагога. В то время я была загружена многими проектами, а для конкурса вступления в Союз художников требовались документы. Чтобы вступить в союз нужно:
- Провести три персональные выставки.
- Участие в международной выставке.
- Три рекомендательных письма от действующих членов Союза.
- Портфолио определенного качества с вашими картинами.
- Вроде бы окончить какое-то учебное заведение, приложить какие-то анкеты и документы. Я уже не помню точно.
Затем на закрытом заседании, строго и беспристрастно решают достоин ли человек носить это звание. Конкурс достаточно серьезный.
Завели ли вы приятные и полезные знакомства благодаря членству в Союзе художников?
Я интроверт. К примеру, все художники приходят в день вернисажа, а я в другой день, когда в тихой обстановке могу посмотреть картины. Меня Союз поддержал до того, как я стала его членом. Председатель Союза художников пришел на вернисаж моей второй персональной выставки и выступил с речью, где сказал, что он спокоен за будущее искусство Казахстана, потому что есть такой художник, как Индира Бадамбаева. Это огромная эмоциональная поддержка, особенно для начинающего художника.
Есть ли стабильный доход у художников?
Мы наслышаны о страданиях Ван Гога, Левитана, Саврасова, чьи судьбы как художников были очень тяжелыми. Но есть и другие примеры: художников счастливых, обеспеченных, признанных обществом — Джона Сарджента, Густава Климта, Пикассо.
Есть области в искусстве, которые стабильно приносят доход. К примеру, тот же дизайн или книжная графика. Живописцы зарабатывают продажей картин, росписью стен, выпуском футболок, кружек и другого авторского мерча, а также преподаванием.
Плюс того, чтобы быть художником в Казахстане?
У нас потрясающая природа, которая вдохновляет. У нас очень красивые люди, у нас очень красиво одетые люди. У нас вкусные фрукты и красивые цветы. Я хочу сказать, что в каком бы жанре в Казахстане художник не работал, то его в любом случае ждет очень много красоты: если это пейзажи, то жизни не хватит, чтобы нарисовать все красивое в Казахстане. Если работаешь в жанре натюрморта, то все виды цветов нам привозят, продаются красивейшие и вкуснейшие спелые фрукты. Везде можно найти что-то чудесное, прекрасное и замечательное и одновременно с этим тревожное, пугающее и ужасающее. Смотря кого, что вдохновляет.
Чем вы интересуетесь помимо живописи?
Мне очень нравится книжная графика. Искренне верю, что иллюстраторы детских книг - самые настоящие волшебники. К примеру, с удовольствием наблюдаю за творчеством иллюстратора Элины Элис.
Невозможно интересоваться только одной областью в искусстве в отрыве от всех остальных. Я люблю моду и музыку. Потому что это все равным образом влияет на меня и на мое творчество. Когда я пишу картины, я всегда слушаю музыку: Рианну, Билли Айлиш, Muse, саундтреки из «Игр престолов» и «Большой маленькой лжи».
Я смотрю коллекции модельеров, мне интересно, что они делают. Я была на Kazakhstan Fashion Week, но не на заграничных показах мод. И сомневаюсь, что хотела бы. Другое дело — это музеи мод и костюмов. Там бы я побывала с огромным удовольствием.
Верите ли в то, что своей мечтой нельзя делиться, потому что она может не сбыться?
Я думаю, что мечту нужно держать в секрете, пока она не окрепнет, потому что ее могут разрушить чьи-то сомнения и недоверие. А потом в какой-то момент своей мечтой определенно нужно делиться, в некоторых случаях точно. Потому что люди могут помочь, ведь какие-то мечты получится осуществить только при чьей-то помощи.
Картина «Следуй за своей мечтой» для предстоящей выставки
Какая же мечта у казахстанской художницы Индиры Элиф Бадамбаевой?
Моя самая большая мечта — это мир во всем мире. Было бы чудесно, если бы все дети, которые рождались, были бы желанны, и чтобы каждый из них получал бы достаточно любви. Может быть, если дети получат очень много любви и внимания, у них не будет в будущем желания затевать войны с другими людьми. А еще я мечтаю о том, чтобы люди очистили океаны.