Казахстанская мода покорила мир!
Александра Столбушкина из Алматы вписала свое имя в историю казахстанской моды, завоевав Гран-при в номинации “Только мода” на международном фестивале “Адмиралтейская игла”. Ее коллекция, отмеченная жюри из 10 стран, была признана уникальной благодаря смелому сочетанию традиционных казахских мотивов и современных трендов. Эта победа – результат таланта, упорства и страсти к своему делу. В ходе интервью предлагаем вам узнать героиню поближе и окунуться в ее творчество.
- Александра, на сколько вам было важно принять участие в конкурсе "Адмиралтейская игла"?
- История, на самом деле, интересная. Организатором конкурса “Адмиралтейская игла” является Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, где я училась на дизайнера одежды с 2016 по 2020 год. Еще будучи студенткой, я знала об этом конкурсе и планировала принять в нем участие на четвертом курсе. Однако мое обучение завершилось в период пандемии коронавируса, и мне пришлось экстренно вернуться в Алматы, защищать диплом дистанционно, в связи с чем участие в конкурсе не состоялось. После окончания университета я, по большому счету, забыла о конкурсе, занимаясь своими делами и развитием бренда. В середине сентября мне написала исполнительный директор Kazakhstan Fashion Week, член жюри конкурса Ботагоз Алдонгарова с предложением участвовать, и с этого момента все закрутилось.
- На конкурсе техника “сашико” поразила всех, а как впервые познакомились с ней?
- Ответ на этот вопрос стоит начать с того, что бренд “NATA KINA” — это семейный бренд, в котором работаем я и моя мама Наталья. Мама занимается пошивом одежды уже 24 года и в начале своего профессионального пути увлекалась техникой вышивки “сашико”. В 2022 году моя мама приняла участие в конкурсе дизайнеров New Generation Open Way, темой которого была одежда с этническими элементами. Так мы и вспомнили об этой интересной технике, с которой мама уже была знакома. Мама вошла в число финалистов, которые получили возможность создать капсульную коллекцию в рамках Kazakhstan Fashion Week. Над коллекцией мы работали уже вместе и тогда впервые создали одежду с использованием вышивки “сашико”.
- В чем уникальность “сашико”?
- Бренд “NATA KINA” существует с 2021 года. С самого начала мы используем в своих работах различные техники декорирования тканей и постоянно находимся в поиске новых интересных фактур. В нашем бренде я отвечаю за дизайн, а мама — за техническое исполнение. Мне, как дизайнеру, всегда был важен авторский, художественный вклад в каждое изделие. Мама, в свою очередь, как технический специалист, никогда не стремилась к массовому производству. Ей больше по душе кропотливая и вдумчивая работа, требующая индивидуального подхода. Вышивка “сашико” - это трудоемкий и “живой” процесс, который отвечает нашим ценностям и взглядам. Помимо этого, я всегда интересовалась японской живописью, культурой и работами таких дизайнеров, как Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо. Внимание к деталям, точность и любовь к ручному труду — эти принципы находят отражение в нашем подходе к созданию одежды. Мы вдохновляемся старинной вышивкой и переосмысливаем ее с учетом современных тенденций, адаптируя под актуальные формы.
- В процессе подготовки к конкурсу на что вы обращали особое внимание?
- Для подготовки к фестивалю мы решили провести фотосессию нашей коллекции, чтобы затем представить фотографии членам жюри. Мне захотелось организовать креативную съемку среди песков, и для этого в качестве реквизита была нужна японская ширма. Однако купить такую оказалось непросто, поэтому мы изготовили ее самостоятельно. Мы сами разработали дизайн ширмы, собрали конструкцию и нанесли краску на полотно. Проведение съемки, изготовление реквизитов, обработка фотографий, стилизация образов, подбор макияжа и прически — все это является рутиной для дизайнера. Иных трудностей не возникло, а расстояние от Алматы до Санкт-Петербурга преодолевается одним рейсом на самолете.
- С чем еще связано ваше творчество?
- Поскольку я не только дизайнер, но и предприниматель, я несу ответственность за те задачи, которые обычно выполняют десять специалистов различных направлений. Создание каждой новой коллекции или организация съемки - это процесс, в котором голова работает на все 100%: постоянно адаптируешься, учишься новому, осваиваешь навыки и принимаешь решения. Поэтому каждый день в работе дизайнера одежды становится уникальным и особенным опытом.
- Что именно вы хотели передать через свои работы?
- В наших работах, особенно при использовании техник “синель” или в лоскутной технике “боро”, сочетаемой с вышивкой “сашико”, остаются необработанные края и выступающие ниточки. Что символизирует продолжение жизни изделия, так и продолжение жизни ее владельца. Таким образом, мы хотим показать, как формируются особые взаимоотношения со временем. Условное несовершенство становится поводом для дискуссий и любования.
“Сашико” - это старинная японская вышивка, зародившаяся примерно в XVIII веке. Изначально она использовалась для укрепления и ремонта одежды, но со временем превратилась в отдельную технику, искусство. Мы вдохновляемся этой вышивкой и стремимся создать баланс между традицией и современностью. При разработке моделей одежды мы опираемся на дух истории, передавая свое понимание посредством языка форм и пропорций.
- Есть ли дизайнеры или художники, которые вдохновляют вас?
- Я с большим уважением отношусь ко многим дизайнерам одежды и нахожу вдохновение в отдельных элементах их работ: где-то меня привлек цвет коллекции, где-то — лацканы на пиджаке, музыка на показе или ещё какая-то деталь. При этом я сохраняю творческую независимость. У меня нет кумиров в полном смысле этого слова. Я считаю, что для дизайнера крайне важно развивать насмотренность, но при этом смотреть шире привычного, выходить за рамки моды.
- Какие новые цели вы ставите перед собой сейчас?
- В ближайшие годы я стремлюсь создать прочную базу постоянных клиентов-друзей нашего бренда. Мне важно не только привлекать новых людей, но и выстраивать с ними теплые, доверительные отношения. Также я планирую регулярно участвовать в неделях моды, представляя полноформатные коллекции. Но особенно хочется организовать камерные мероприятия с показами в уютной, дружеской атмосфере для близких бренду людей. Моя цель — укрепить позиции на рынке Казахстана и в то же время расширить границы, а также выйти на рынки других государств.
- Насколько важно дизайнеру посвящать время себе?
- Когда у тебя свой бренд одежды, свободного времени практически не остаётся - мысли о работе сопровождают тебя и днём, и ночью. Постоянно возникают новые идеи, планы, и каждый день наполнен задачами. Но я стараюсь соблюдать простые, но важные правила: качественный сон, полноценное питание, регулярные прогулки, чтение книг и просмотр хорошего кино. Именно эти вещи помогают мне восстанавливать силы и находить мотивацию для дальнейшего пути.
- Если бы вы могли дать один совет начинающим предпринимателям, что бы это было?
- Если давать только один совет, я бы сказала: не полагайтесь исключительно на энтузиазм. Любое дело требует финансовых, а также интеллектуальных ресурсов, и грамотное управление ими поможет быстрее расти, реализовывать задуманные проекты. Важно с самого начала продумать финансовую стратегию, чтобы ваши идеи не оставались лишь на уровне мечтаний.
Автор: Голубец Светлана