«Что сегодня в моде?» Этот вопрос волнует человечество уже две тысячи лет со времен Римской империи. А как бы мы ответили на него сегодня?
Модная форма
Полвека назад ответ на этот вопрос сводился к четким рекомендациям о длине юбки, двух-трех модных силуэтах, цветовой гамме и фактуре ткани, высоте каблука, форме прически и цвете губной помады. То есть мода тогда определялась конкретным перечнем модных форм. ФОРМА – это первый, низший уровень отношения к моде, который до 1970-х годов был для человечества практически единственным.
1950-е и 1960-е годы принято считать периодом высшего расцвета моды XX века. Но в действительности это был период абсолютизации только одного уровня моды – формы! Модельерам середины прошлого века удавалось заставить практически любого стать в очередь за модной формой, объявленной на данный момент самой трендовой. В качестве важнейших черт моды прославлялись Новизна и Изменчивость, что лучше всего отразилось в знаменитой фразе Жана Кокто: «Моде можно простить все, ибо она умирает такой молодой!»
Модный покрой, модная длина, модный цвет... У тебя должно быть это, если ты хочешь выглядеть современно. Других критериев оценки внешнего облика просто не существовало, а лучший комплимент в адрес внешности исчерпывался словами: «У вас хороший портной! У вас хороший парикмахер!» В то время хорошим парикмахером был тот, кто вовремя узнавал последнюю тенденцию из Парижа и быстрее других успевал воплотить ее на волосах своих клиентов. И ему не надо было беспокоиться о том, подойдет ли новая прическа к новому платью клиентки. Обязательно подойдет! Если, конечно, она успела заказать новое платье у хорошего портного.
Быть хорошим портным означало, в первую очередь, обладать самой свежей информацией о модных фасонах из Парижа. Ведь реальными диктаторами моды были несколько парижских кутюрье – Диор, Шанель, Баленсиага, а тысячи безвестных портных по всему миру лишь адаптировали для своих клиентов высокие стандарты Парижа. Не случайно главным содержанием журналов мод были эскизы моделей одежды и чертежи выкроек, а книги с характерными названиями вроде «50 новых фасонов платьев» становились бестселлерами, уже через год превращаясь в макулатуру.
Это время нередко называют Золотым веком моды. Еще бы! Никогда больше кутюрье не были такими великими, клиенты – такими послушными, а сама мода – такой четкой и понятной. Разбираться в моде означало лишь одно: вовремя узнать последние новости из Парижа – о модном покрое, модной длине, модном цвете... Но и у Золотого века была обратная сторона.
Давайте полистаем старые семейные альбомы. Типичное групповое фото на память: выпускницы педагогического училища 1965-го года. Девушки с цветами и дипломами на фоне центрального входа. Все в кримпленовых платьях длиной 10 см выше колена. Все в лаковых туфлях на утолщенном каблуке высотой 5 см и с носком в форме каре. У всех прическа с начесом «бабетта», светлая перламутровая помада на губах и широкая черная подводка на верхних веках. И только пяти девушкам из всей компании это идет. За что же «наказаны» остальные пятнадцать? Им просто не повезло: модные формы 1965-го года явно не подошли к их собственным.
Диктатура модной линии, как и любая другая, насаждала дискриминацию при иллюзии равенства. Модная форма была не просто красивой картинкой в журнале, но предписанием к исполнению. Ему должны были подчиняться все: ты, твоя сестра, твоя тетя, учительница физкультуры. Альтернативы не существовало!
Вернемся в XXI век. Какие формы в моде сегодня? Самый исчерпывающий ответ: все! Чтобы убедиться в этом, возьмем, например, длину юбки, которая во все времена считалась барометром женской моды. В моде ли радикальное мини? Конечно, ведь без него немыслим стиль диско. А как насчет длины, «играющей с коленом»? «Да это же классика, – скажет большинство, – она была, есть и будет». А длина миди? Обязательно! Она идеальна для романтического силуэта. А чуть выше щиколотки? А макси? Да! Добавим к этому списку еще пять-шесть промежуточных вариантов, которые мы пропустили в спешке, и сделаем вывод: в моде любая длина юбки. Или можно сказать иначе: сегодня модную длину сезона женщина узнаёт не из журналов, а экспериментируя перед зеркалом.
Конечно, современная вседозволенность наступила не в один день – это результат чередования модных форм на протяжении всего XX века. Например, в 20-е годы в моду входит длина по колено, и не только костюмов и пальто, но даже вечерних и свадебных платьев. В 30-х это кажется уже старомодным, зато появляется миди. В 60-е годы в моде мини, а в 70-е опять возвращается длина миди, которую начинают называть словом «ретро». Круг замкнулся: новую длину придумать уже не возможно. К середине 90-х годов мы обнаружили, что в моде любая длина, любой силуэт, любая прическа. И все это не ново, все это когда-то уже было... На рубеже веков мы вспомнили все формы, созданные человечеством за последние 100 лет. Они вернулись, предоставив нам свободу выбора, но утратив при этом роль четких ориентиров.

Фотографии: Из личного архива Константина Богомолова