Ряд фантастических кинолент 2017 года открыл трогательный и наивный «Космос между нами». Как ни странно, в мире будущего актуальными остались все те же проблемы, что стоят перед человечеством с момента его возникновения. И даже повседневная одежда героев выглядит обыденно и вполне в духе 21 века. Хотя очень надеялась увидеть оригинальные и небанальные решения от костюмеров, например, как в «Гостье из будущего», «Голодных играх» или «Пятом элементе». Поэтому предлагаю погрузиться в атмосферу фантасмагории Вселенной самостоятельно и вспомнить, как же развивалась тема футуристических мотивов в модной индустрии.
Начало было положено еще в 1910-е годы, когда в рамках авангардистского художественного течения итальянский писатель Филиппо Маринетти в манифесте «Искусство механизмов» призвал отказаться от скучной обыденности в пользу всего необычного, динамичного и броского. И уже через полвека, в 1960-е, в эпоху активного освоения космоса и прочих достижений науки, эти мотивы вошли в моду раз и навсегда. Модели, создаваемые дизайнерами, полностью отражали связь с техническими новаторскими идеями: костюмы-скафандры из винила и синтетики, пластиковые аксессуары и неоново-яркие краски.
Русский Юрий Гагарин стал первым человеком, покорившим космос в 1961 году, а француз Андре Курреж стал первым кутюрье, который выпустил на подиум мини-юбку. Строгие прямые формы и дерзкая длина ознаменовали начало будущего со свободными нравами, стертыми социальными барьерами и границами в моде. Его коллекции Moon Girl и Space Age1964 года уже полностью были в стиле «пришельцев из космоса»: синтетические материалы, только белые и серебряные тона, облегающие силуэты, скроенные с математической точностью. Публика была взбудоражена.
Еще один французский «творец будущего», Пьер Карден, в попытке объединить науку и моду, использовал идею универсальной одежды для женщин и мужчин. В коллекции Cosmocorps были представлены жилеты-накидки, пиджаки на молнии и культовые сапоги-чулки из пластика, которые триумфально вернутся в 1980-х.
Испанец Пако Рабанн, «жестянщик от кутюр», активно используя новые материалы и методы, отвергал традиционные подходы к высокой моде и представил эпатажную коллекцию «12 никуда не годных платьев из современных материалов». Он первым стал использовать переработанные материалы и экспериментировать с кованым металлом, вязаным мехом, стекловолокном, алюминиевым трикотажем и флуоресцентной кожей.
Американец Руди Гернрайх в конце 1960-х гг. творил, используя аппликации, винил и пластик, а впоследствии создавал одежду-унисекс, включая знаменитый купальник-монокини с открытой верхней частью. Дизайнера осуждали представители церкви, но успех был ошеломительный.
В 1980-90-е гг. этого стилистического направления придерживалисьValentino, Armani, Versace и даже Chanel.
В 2000-е гг. к теме космоса обращались Джон Гальяно, Александр Маккуин, Джерами Скотт и Карл Лагерфельд. Аня Хиндмарч несколько сезонов подряд выпускает яркие аксессуары на темы пришельцев. А бренд Retrosuperfuture практически полностью воспроизвел культовую модель солнцезащитных очков Андре Куррежа, которую легко можно представить на ком-то из будущего.
Конечно, современный космический футуризм зачастую идет на компромисс с ретро, при этом черты обоих стилей сильно смягчаются. К тому же, футуристические расцветки на подиумах встречаются гораздо чаще, чем формы, характерные для этого направления. Помните, как в последние 2 года были популярны плиссированные юбки-миди из металлизированных материалов, а ведь это отражение космической моды еще 1920-х годов.
Яркими поклонниками этого стиля являются такие экстравагантные публичные персоны, как Мадонна, Бьорк, Леди Гага, Рианна, Бейонсе, и, безусловно, нельзя забывать о Жанне Агузаровой.
Конечно, большинство «космических» дизайнерских идей остались лишь в рамках подиумных показов, но некоторые вещи прочно обосновались в нашем гардеробе. Это одежда оттенка «металлик», шарфы-снуды и комфортные сапоги-луноходы.
Лично мне близки те модные футуристические решения, которые сочетают в себе эстетику и утилитарность: четкие и чистые линии, удобный и простой крой, функциональные детали. Что вовсе не мешает мечтать об универсальном наряде из будущего, который сможет менять цвет, фасон и размер в зависимости от ситуации.
И даже если вы не планируете в ближайшее время отправиться на Луну, никто не запрещает одеваться так, будто старт ракеты запланирован на завтра.
Автор: Евгения Левицкая