Его имя навсегда вошло в историю моды как родоначальника первого модного дома, дефиле и кутюра. Чарльз Фредерик Ворт - французский дизайнер XIX века, изменивший представление о моде во всем мире. До него мода развивалась как обычный пласт экономики: о показах, домах моды, лейблах на одежде, первых модных публикациях никто не говорил, и только во второй половине позапрошлого столетия молодой новатор полностью изменил взгляд на моду.


Чарльз Фредерик Ворт родился в городе Боурн в графстве Линкольншир на востоке Англии в семье стряпчего. Трудовую деятельность он начал с двенадцати лет, первым местом работы стал лондонский магазин тканей, затем - торговая фирма «Льюис и Эйленби», которая занималась продажей украшений, тканей и шалей. Тогда еще юношу интересовала женская мода. Свободное время он проводил в национальной галерее искусств, часами рассматривая наряды, изображенные на полотнах старых художников. Тогда и стали появляться на свет первые эскизные зарисовки Кутюрье.
Стремление к моде вдохновило двадцатилетнего Чарльза со 117 франками в кармане отправиться покорять Париж.
Этот период в истории страны можно назвать одним из самых мирных периодов: у власти снова династия Бурбонов, зажиточные вельможи, стремящиеся демонстрировать превосходство через свои костюмы и привычки. Каждый из уважающих себя вельмож того периода стремился показать, преувеличить свою роскошь при помощи перегруженных женских туалетов эпохи рококо. Стиль, воплотивший дух времени, и суждено было создать Чарльзу Ворту. Начиная работать в Париже в магазине новинок в 1845 году, а затем в ателье «Мезон Гаглен», дизайнер смог постигнуть основы швейного дела. Спустя какое-то время он предложил мсье Гаглену попробовать соединить английский крой и французский шик. Гаглен предоставил Ворту свободу в деле, и тот начал творить. Чарльз начал превращать платья из обычной одежды в настоящие произведения искусства, тратя на один наряд до 100 метров ткани. Здесь в этой небольшой мастерской впервые стали шить модели, придуманные Вортом, которые так любили покупательницы того времени.


Шло время, Ворт познавал новые техники, создавая каждый раз все более незамысловатые наряды, и уже по прошествии пятнадцати лет он стал некоронованным королем парижской моды. Следующим шагом в его творческом пути стало открытие небольшого магазинчика на Рю-де-ля-Пэ - в не очень популярном среди модников и модниц районе Парижа.
Признание подкрадется незаметно, и одним утром Ворт проснется знаменитым: о нем будут говорить все. Поспособствовала этому мадам Меттерних, появившаяся на одном из светских приемов в платье его руки. Новый фасон не мог быть не замечен придворными дамами, в том числе и самой императрицей – супругой Наполеона III, Евгенией Монтихо. Привлек внимание в большей степени не сам наряд, а кринолин, изобретенный Вортом, в основу которого легли металлические обручи, соединенные прочными лентами с конструкцией в форме абажура. Кринолин служил своего рода пьедесталом для торса с маленькой головкой, покатыми плечами и осиной талией. Он придавал фигуре величественность: дамы не просто ходили, а выступали, принимая «благородные» позы. С этого дня Чарльз стал личным портным императрицы. Весь модный Париж желал заказать туалеты у нового любимца ее высочества.
Ворт открыл небывалую по стилю мастерскую - смесь роскошной модной лавки со светским салоном. Даже своим обликом хозяин старался соответствовать ожиданиям клиенток. Как профессионал, он без труда нашёл собственный имидж: «рембрандтовский» берет, шарф, небрежно элегантные, слегка богемные костюмы.
Впоследствии дизайнер сделал очень многое для своего времени. Он заложил традиции высокого шитья: модели создавались как произведение искусства и практически вручную. Он стал первым Кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать клиентки. Однажды ему пришла в голову идея показать новые наряды знатным дамам на других женщинах, с целью презентации посадки того или иного костюма. Его руке принадлежит и манекен знакомой нам формы (стилизованный торс человека). На нём мастер демонстрировал модели и на подобных манекенах накалывал схему задуманного. Такая работа - без выкроек, прямо на ткани, которая затем кроится по линиям наколок, и сегодня является отличительной особенностью от-кутюр.
Он первым решил, подобно художнику-живописцу, «подписывать» свои модели, то есть пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию.
Во времена заката кринолина в 1867 году Ворт предложил турнюр. Турнюр, как и когда-то кринолин, имел оглушительный успех и продержался в моде около десяти лет.
Чарльз Фредерик Ворт совершил переворот во французской моде и царствовал в ней почти сорок лет. Качество и мастерство исполнения моделей при нем было доведено до совершенства. После смерти Чарльза его дело продолжили дети, и в1900 году в Париже фирма «Worth» будет удостоена мирового признания.

1924 год для дома Worth стал переломным: на свет появился первый парфюм. Вскоре была создана новая компания Les Perfumes Worth, выпустившая более 20 ароматов с 1924 по 1947 года.
Первый в истории дом моды просуществовал до 1956 года. После поглощения более крупными брендами и спустя почти полвека в 1999 году бренд House of Worth был возрождён предпринимателями Дилешем и Хитешем Мехтами (Dilesh and Hitesh Mehta) (компания Lenthéric, которая сейчас является частью Shaneel Enterprises Ltd.).
Интеллектуальная собственность дома была выкуплена у разных семейных и корпоративных потомков и консолидирована в единое юридическое лицо. Главным дизайнером стал Джованни Бедин (Giovanni Bedin), работавший до этого у Карла Лагерфельда (Karl Lagerfeld) и Тьерри Мюглера (Thierry Mugler). В 2011 году дом представил первую коллекцию прет-а-порте. Возрождённый дом перевыпустил некоторые старые духи в новых версиях, а также представил новые ароматы.

Фотографии: Архив пресс-служб