О неделе Участникам Партнерам Расписание
home-top

Новые реалии автомобилистов
Автор Габит Гасанов

Автомобиль - частью повседневной жизни многих казахстанцев. И поэтому события, которые радикально меняют нашу жизнь, становятся новыми реалиями и для автомобилистов. Еще с 2018 года в Казахстане наблюдается общий спад числа автомобилистов. По данным на 2019 год автомобиль был у каждого 5 казахстанца (20% от населения). Самый автомобилизированный регион — это Алматы, где приходится 25 автомобилей на 100 жителей. Однако пандемия вносит свои коррективы, в том числе и в жизнь автомобилистов.

Рынок? Рассмотрим, как сложилась ситуация для тех, кто хочет приобрести авто. В целом доминирует вторичный рынок б/у автомобилей, а выгодным бизнесом в этом деле является перекуп авто. «По данным аналитиков АКАБ, карантин, вопреки прогнозам, пока не стал роковым для казахстанского авторынка. Напротив, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые пять месяцев нынешнего года он вырос на 6%. В январе-мае 2020 года официальные дилеры реализовали 28040 новых легковых и коммерческих автомобилей на общую сумму 268,7 млрд тенге». 


Выросли цены и на б/у рынке, причём сильнее, чем на рынке новых авто, где к тому же зашли новые компании и поставщики. По данным Арсения Шакурова – Президента ОО «Ассоциация Безопасности Дорожного Движения «Общая дорога»– произошло это из-за армянских машин: «В этот период закрылся рынок дешёвых машин из Армении. И люди стали скупать машины по доступным ценам, чтобы сэкономить. Повысился спрос, повысились и цены. Стоимость подержанных авто упадет только в случае глобального падения цен. Но цены пока будут держаться на том уровне, которые мы имеем на данный момент. Возможно, даже произойдёт увеличение цен». 

Мной также было замечено увеличение количества перекупов, особенно на вторичном рынке. Казахстан и до этого был очень притягателен, а в период пандемии число автоброкеров возросло. По данным журнала «Автоброкер» казахстанцы платят высокий налог и не имеют высоких заработков: «В связи с этим неудивительно, что выбор жителей Казахстана — бюджетные модели: более четверти покупателей (31.7%) по итогам десяти месяцев 2020 года предпочли авто стоимостью менее 5 миллионов тенге (892 000 рублей)». 

Большая часть населения покупает в первую очередь авто с пробегом. А в пандемию часть стала продавать авто из-за невыгодности и финансовых трудностей. В общем авторынок хотя в целом и держался «на плаву», но в целом все больше переориентируется на б/у и растёт небольшими темпами в сравнении с прошлыми годами.

Дороги и комфорт? На мой взгляд, в период локдауна было «райское время».Из-за отсутствия областных автомобилей не было «пробок», а их шкала не переваливала за 3 балла. Сейчас ситуация вернулась практически на тот же уровень: с 17 до 19 часов шкала пробок от 7 до 9 баллов, даже крупные автомагистрали, как, например, Аль-Фараби, «стоят», или двигаются крайне медленно, особенно в центральных районах. Само качество дорог сильно снизилось после зимы, а также наблюдается сокращение ремонтных работ. В апреле 2021 года Президент Касым-Жомарт Токаев высказался о плохом качестве дорог в Казахстане и поручил правительству решить данный вопрос: «Низкое качество дорог требует ежегодного ремонта, который выполняется некачественно и приводит к неэффективному расходованию государственных средств». Ав Twitter-аккаунте президент написал: «Правительству, акимам и правоохранительным органам поручено принять системные меры по выправлению ситуации и отчитаться о них». Пожалуй, более добавить нечего, кроме того, что, несмотря на ежегодный весенний ремонт, дороги всё равно сильно портятся, особенно в отдалённых районах с частным сектором.


Общий вывод.
В целом автомобильный вид транспорта является всё ещё востребованным и довольно развитым в Казахстане. За последние годы, а особенно в период пандемии заметен тренд на развитие б/у рынка в Казахстане, а также общий запрос на повышение комфортности и автомобилизацию. Строится всё больше развязок, шоссе, многополосных дорог, активно строятся парковки, а коммерческая недвижимость подстраивает под них свою среду. Пожалуй,главной проблемой остаётся ДТП и культура вождения. Но в последние годы появился тренд на снижение потока авто- и ДТП в целом. Тем, кто хотел купить автомобиль, пожалуй, стоит подождать, а тем, то уже ездит стоит пользоваться некоторыми плюсами, связанными с ограничениями, которые выливаются в отсутствие пробок и повышение мобильности для автомобилистов.

Источники

  1. https://kapital.kz/economic/88118/avtorynok-vo-vremya-pandemii-svet-v-kontse-tonnelya.html
  2. https://tengrinews.kz/news/budet-tsenami-avto-2021-godu-kazahstane-prognozyi-ekspertov-424083/
  3. https://journal.ab-club.ru/articles/razbiraemsya-pochemu-kazahstan-mozhet-stat-zolotoj-zhiloj-dlya-avtobrokerov-i-perekupov/
  4. https://newtimes.kz/obshchestvo/127647-plokhie-dorogi-v-kazakhstane-vyzvali-nedovolstvo-tokaeva
  5. https://kursiv.kz/news/obschestvo/2021-01/pochti-dve-tysyachi-chelovek-za-2020-god-pogibli-v-dtp-v-kazakhstane