О неделе Участникам Партнерам Расписание
home-top

IMG_4197.JPG

Беседовала -Дина Идрисова

Многие великие вещи получаются, когда талантливому человеку чего-то не хватает. Рей Бредбери по одной версии, начал писать, потому что ему не хватало денег покупать продолжение любимых историй, и он стал сочинять их продолжение сам. Сункар Есмуханов по схожим причинам начал создавать изделия из кожи и коллекции одежды.

Сункар сделал свою первую сумку из кожи, потому что не нашел в Алматы, да и в Казахстане, мастера, который бы занимался изготовлением таких вещей под индивидуальные запросы.

IMG_8041.jpg

Сункар начинал около десяти лет назад с создания ювелирных украшений, и уже тогда понял, что хочет делать свое, а не только воплощать чужие идеи:

- Есть некоторый дисбаланс в том, какие украшения и аксессуары можно найти у местных мастеров. Одни очень хорошо выполняют свою работу, но не следят за мировыми тенденциями. Они работают на консервативных людей. У нас считалось, что ювелирка обязательно должна быть золотая с гранеными камнями.

Начало пути

Сункар признается, что хотел быть инженером, окончил школу судостроения и машиностроения. Но там было много того, что было связано не с созданием чего-то вручную, а с огромным количеством вычислений.

IMG_7718.jpg

Парень использовал художественный подход уже в школе, когда не мог научным образом доказать свой правильный ответ. При конструировании, он может позволить себе игнорировать какие-то законы и замеры. Сделать как надо помогали знания анатомии. Хотя признает, что здесь верен подход, когда количество переходит в мастерство, и для этого необходимо много раз делать как должно.

Сункар учился в алматинском колледже декоративно-прикладного искусства на художника-постановщика, проходил практику в европейском театре и работал в Казахском Академическом драмтеатре им. Ауэзова.

Но всему, что делает сейчас, научился самостоятельно. По словам молодого человека, сейчас преподаватели в творческих и прикладных вузах не учат творчеству или искусству композиции, там можно получить базовые знания. Не хватает знаний о том, как работать с клиентами, комбинировать материалы, разбираться в современных трендах.

- Я всегда, вне зависимости от того, была ли это одежда, ювелирные изделия или сумка, все равно пытаюсь подойти к этому как художник. Внести в это смысл, найти новый подход.

Сункар помогал своему отцу, который занимался ювелирными украшениями и тоже был новатором. Даже во время преподавания в Казахской Национальной Академии Искусств им. Жургенова старался давать студентам что-то новое, привносил авангард в обучение, чтобы у них появились новые просторы.

Трижды в год Сункар проводит учебные практики в своей мастерской.

-Отчасти мне это нравится, но кроме того, меня попросили. Это интересно - общение с новым поколением. Я делюсь опытом и одновременно приобретаю новый опыт и взгляд.

Одежда для творчества

3F9A7361.jpg

Мама Сункара дизайнер, у нее, как и у отца - сорокалетний рабочий стаж. Но она выбрала массовый пошив для творческих коллективов: обшивает оркестры, ансамбли, балеты. Именно это занятие вдохновило Сункара на создание своей коллекции одежды:

- Мне всегда нравился подиум и когда я был маленьким, я всегда спрашивал у нее: «Почему ты не работаешь на подиум, почему ты не хочешь поставить линию»? Сейчас я работаю с ней плечом к плечу. Она является директором нашей компании, а я - креативным директором своего бренда внутри этой компании.

Помимо того, что Сункар с детства находился в благодатной для творчества среде и давно имел опыт работы с созданием одежды, история создания коллекций тоже началась с дефицита.

- Я учился в творческой среде и там много мужчин, которые любят оригинально одеваться, но у всех поголовно одинаковое мнение о fashion-индустрии: если ты в этой сфере, ты обязательно нетрадиционной ориентации. Довольно агрессивные стереотипы и о том, как одеваются мужчины этой специальности. Я стал анализировать, откуда все это идет. Конечно, если смотреть на крупнейшие Модные Дома Европы, то они позволяют себе создавать очень броские и творческие образы. Но я считаю, мужчина, в какой бы эпохе он не жил, в будущем или прошлом, всегда должен оставаться мужчиной. И даже создавая очень модную и трендовую одежду, все равно не стоит нарушать эти каноны, пересекать грань между женским и мужским образом. А у мужчин в нашей стране закрепилось понимание, что если они будут модными, то станут не мужественными. Все это, я считаю, от незнания и неумения найти нужные аксессуары. Поэтому, когда я только пришел на KFW и участвовал в конкурсе Open Way, я сразу позиционировал себя как дизайнер мужской одежды, как человека, который попытается хотя бы в небольшом кругу показать мужчинам, что можно быть модным, но без броских цветов и эпатажа.

При этом Сункар снова пытается исходить из того, чего не хватает модным мужчинам. К примеру, дизайнер считает, что все узкое и приталенное уже приелось, и надо предлагать что-то другое. При этом мужчины одеваются безлико, копируют друг друга и только процентов тридцать с каким-то интересным подходом и умением комбинировать вещи. Молодой человек делает смешанные коллекции, и создает интересные по крою вещи для решений по мужскому стилю.

История осенней коллекции

3F9A7417.jpg

Несмотря на то, что Сункар решил исправлять ситуацию в области мужского стиля, у него есть свои представления о том, как он хотел бы, чтобы выглядела женщина.

- В последней коллекции было больше женских образов, но только потому, что я использовал принты. В своем подходе к одежде, просто по привычке, делаю коллекцию так, как нравится мне. И эта коллекция создавалась не для того, чтобы быстрее ее продать и удовлетворить желания байеров или клиентов. Мне хотелось, чтобы она несла в себе эпоху.

Сункара вдохновил период «Сухого закона» с 1923 по 1933 годы:

IMG_7191.JPG

-В любой кризисный, кульминационный момент в мировой истории наступает разрядка. Любое падение приводит к новым вершинам и так далее. Именно в это время появились закрытые бары, джаз. Кризис заставил находить хорошие решения. Я даже посмотрел несколько фильмов, и вдохновившись всей этой атмосферой, решил сделать коллекцию в своей интерпретации. Модели, которые фотографировались в образах, находили в этом силуэты 50-х. Я ни с кем не спорю, потому что каждый представляет свое. И мне интересно, что видят в этом люди.

Дизайнер считает, что наш менталитет не позволяет людям быть модными:

-Я еще никогда не сталкивался с агрессивной реакций. Вроде бы люди довольны, позитивно отзываются. Практически сразу я продал всю легкую часть коллекции. Теплую часть - пиджаки, куртки, пальто - всегда тяжело продавать. У клиентов остается страх, что если они купят весь образ, то могут выглядеть ряжеными клоунами. Ведь и каждая вещь отдельно уже сильно отличается от привычной одежды.

IMG_7739.jpg

Сункар оставляет для себя нишу - создание одежды для творческих мужчин:

-Мне все время говорят: зачем ты это делаешь, мужчины не берут таких вещей, если ты хочешь быть коммерчески успешным, узнаваемым и хорошо продаваемым, надо заниматься женской одеждой. Я говорю: понятно, но сейчас дизайнеров, как собак нерезаных, и все они поголовно занимаются изготовлением одежды для женщин, а о мужчинах никто не думает. Кто-то же должен начать! Точно также как с сумками. У нас в городе, да и в стране, никто не занимался этим. Я специально изучал рынок и не видел никого, кто бы именно так себя позиционировал. Я когда-то это взял на себя и получаю заказы из Москвы и Милана.

Мотивация и перспективы

IMG_7183.JPG

Считает себя самокритичным человеком, которому трудно себя хвалить и легко искать недостатки, видеть «косяки»:

- Сразу после презентации коллекции, я начинаю рисовать новую. Я предпочитаю, не циклиться на достигнутом. Мне тяжело получать долгое удовольствие от дифирамб, не люблю их и не могу объективно воспринимать. Возможно потому, что я долго был в театральной среде и там это есть: некоторые художники и режиссеры слушают эти дифирамбы и следующие работы получаются хуже. Видно, что человек расслабился, его приняли и уже не нужно стараться. А я стараюсь сразу же переходить на новый уровень. Беру в учет какие-то комментарии, критику, сам пытаюсь искоренить те ошибки, которые допустил, и начинаю работать над чем-то новым.

Следующая коллекция уже у дизайнера в голове. Он собирает ее постепенно: за основу взято стилистическое направление - киберпанк. Что вдохновило его на создание такой коллекции, Сункар, пока не рассказывает, но отмечает, что в этом направлении много фильмов, арт-объектов, музыки и много другого:

- Это буйство красок хочется немного успокоить и превратить в образы.

Сункар планирует принять участие в следующем сезоне KFW, а затем взять паузу, чтобы сделать грандиозную и очень интересную, по его словам, коллекцию.

К каждой коллекции Сункар готовит специальные аксессуары. Он признается, что берет пример с западных брендов вроде Louis Vuitton, не в плане фасонов, а в смысле подхода. И самое главное, считает дизайнер, оставаться самодостаточным, без этого не получится построить вековую империю:

- Я представляю себе их такими честными и милыми работниками, которые клепали все вручную, не оглядываясь на других, и это помогло им построить вековую империю. Я не люблю зарекаться, говорить громко, но внутри есть надежда, что я делаю это не зря, зачем-то и потом, лет через 50-70 придет время это кому-то передать. Но уже сейчас можно говорить, что я мастер во втором поколении.

Несмотря на такой ориентир, Сункар вдохновение ищет не в чужих изделиях:

- Если честно, без лукавства, я стараюсь много не смотреть и кем-то не вдохновляться, потому что это на подсознательном уровне выскальзывает. Поэтому обращаюсь к истории, кино или музыке, как бы слащаво это не звучало. И тогда в голове возникают картинки пьес, диалогов, эпизодов или музыки.

Сункар планирует и дальше заниматься всеми тремя направлениями: ювелирными украшениями, кожей и одеждой. Мастер отмечает, что как только он вплотную начал заниматься кожей, стало появляться больше заказов на ювелирные украшения, а когда начал заниматься одеждой, появился большой спрос на сумки. Но он не намерен идти на поводу у меняющегося спроса на рынке, а переключая внимание с одной области на другую, всегда ощущает интерес к делу.