Премьера балета «Ұлы Жібек Жолы»
Единственная крупная балетная премьера 2025 года в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая особо подчеркнула свою значимость в репертуаре и закономерно усилила интерес публики. Постановка была заранее запланирована и подготовлена как ключевое событие 92-го театрального сезона, объединив художественное осмысление исторического наследия Великого Шёлкового пути с актуальными смыслами современности.
Масштаб замысла и внимание к деталям отличает «Ұлы Жібек Жолы» от всего ранее увиденного, а также позволяет назвать его главным балетным событием осени. Это не просто танцевальная история о Великом Шёлковом пути. Спектакль соединяет в себе философскую притчу, историческую образность и очень современную рефлексию о времени и чувствах. И делает это органично и убедительно.
Как рассказали создатели, сюжет заключается в следующем: «В далёком цифровом будущем юноша, уставший от холодного мира иллюзий, встречает Старца и переносится во времена Великого Шёлкового пути. Он проходит через шумные базары, караван-сараи, встречи с разными культурами и встречает девушку, воплощающую чистоту и духовный свет. Но её уводит торговец зеркалами как символ мира обманов. Герой проходит через испытания, чтобы освободить её и понять: истинные ценности - любовь, искренность, человечность - сильнее любой иллюзии».
Во главе проекта стоит народная артистка Республики Казахстан Гульжан Туткибаева - автор идеи, либретто и хореографии. Уже по логике авторского метода видно, что это хореограф, которому было важно не только выстроить сцены и дуэты, но и «зашить» в спектакль многочисленные смысловые пласты: от цифровой отчуждённости XXI века до образов караванов и восточных легенд. Это не поверхностная реконструкция, поскольку Гульжан Усамбековна строит спектакль как метафору. И в этом её выдающаяся сила.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальная составляющая. Композитор Айгерим Еркебаева создала партитуру, которая действительно «воплотила» идеи хореографа: от лирических моментов до масштабных эпизодов, где оркестр и сцена работают как единый организм. На самом деле хореограф несколько лет искала именно ту музыкальную руку, которая смогла бы раскрыть замысел, и нашла её в партнёрстве с еще очень молодым композитором. Взаимопонимание хореографического и музыкального начала в спектакле очевидно и служит его стержнем.
О формировании музыкальной составляющей спектакля композитор Айгерим Еркебаева рассказала откровенно и подчеркнула, что для неё эта работа стала не просто профессиональной задачей, а внутренним поиском звучания времени. Музыка балета рождалась как диалог эпох: с одной стороны, опора на интонации и ритмы, отсылающие к культурному наследию Великого Шёлкового пути, с другой - современный музыкальный язык, отражающий напряжённость, скорость и разрозненность сегодняшнего мира.
— Когда мне предложили сотрудничество, я с удовольствием согласилась и выслала примеры своей музыки. Балетмейстерам подошло, и дальше пошло сотрудничество. Изначально оно держалось лишь на нашей инициативе, потому что мы еще не подавали заявку ни министерству, ни даже директору театра. Работа над партитурой длилась, примерно, около года.
— Был ли у вас опыт работы над балетом?
— Нет. Симфонические произведения, конечно, писала для дипломной работы, и в магистратуре нужно было написать концерт для фортепиано с оркестром. Но в таком масштабном проекте участвовала впервые.
— Что для вас эта работа?
— Конечно, это огромнейший для меня опыт. Во-первых, это синтез искусства, танца, музыки, драматургии. В то же время, контакт с живым оркестр. Эта было то, о чем я давно мечтала. Балет - один из самых любимых жанров, да и сюжет очень близок мне.
Визуализация, костюмы и сценография - ещё одно сильное звено постановки. Они не только создают атмосферу «путешествия сквозь эпохи», но и работают как носители смысла: цвет, пластика декораций и образные решения усиливают идею внутреннего преображения героя, его возвращения к человеческой теплоте в холодном цифровом мире. Эти решения делают спектакль насыщенным и зримо многослойным.
О том, чем процесс работы отличался от привычных спектаклей, рассказала исполнительница главной женской партии, ведущая солистка КазНТОБ имени Абая Жанель Тукеева.
— Насколько эта хореография уникальна, на ваш взгляд?
— Хореография интересна тем, что здесь идёт синтез классики, нео-классики и современных направлений. Каждый зритель в этом балете найдёт что-то своё. Также, особенностью является тесный контакт главного балетмейстера с композитором. Нам также периодически давали слушать музыку, и мы вместе обсуждали конкретные фрагменты. Хореографию мы также корректировали сообща.
— Что лично вы для себя открыли?
— Мне интересно все новое. Я всегда открыта к эксперементам. Для меня этот проект особенный, ведь я находилась у самых истоков его создания. В этом спектакле мы с моим партнёром Сырымом Аюповым даже привнесли некоторые мизансцены, которых нет у второго состава. И это делает этот проект уникальным для меня, но и для зрителей, я так думаю.
Зрители отмечали важное качество удачной режиссёрско-хореографической работы: спектакль оставляет пространство для повторного просмотра и осмысления. Смыслы в нём заложены не один. Их множество. И каждый раз при возвращении в зал можно открывать новые нюансы: малые сценические детали, музыкальные мотивы, хореографические реплики, которые меняют восприятие сюжета. На премьере зрителям удалось получить глубокое эстетическое удовлетворение, поскольку постановка, однозначно, удалась.
«Ұлы Жібек Жолы» - это тот редкий случай, когда авторский замысел, музыка и исполнительская школа соединяются в цельное художественное высказывание. Такое искусство не только украшает афишу города: оно питает культурную жизнь, воспитывает вкус и даёт новый импульс развитию национальной хореографической традиции.