О неделе Участникам Партнерам Расписание
home-top

QYSTAU: когда мода встречается с театром

Прошлый год завершился знаковым событием для модного и творческого сообщества Алматы. В середине декабря на сцене театра ARTиШОК прошёл перформанс QYSTAU — смелый эксперимент, объединивший моду и театр.

Казахстанские дизайнеры Асем Сапаргали, Расул Социал, Алмас Керимбек и Абзал Сейдин представили свои коллекции, совместно с арт-директором Аизой Оспан превратив показ в театральное действо. На QYSTAU мода приобрела новое измерение: это было не просто дефиле, а глубокое и многослойное выступление, где каждый элемент имел значение — от движения моделей до света и звука. Мы поговорили с директором театра ARTиШОК Анастасией Тарасовой и дизайнером Расулом Социал о том, как возникла идея, как создавался этот необычный перформанс и что делает его уникальным.

                                                                                        9e30b639-bc30-42cc-9372-743a4570c4e1

Идея и команда: почему мода вышла за рамки дефиле?

По словам дизайнера Расула Социал, идея QYSTAU появилась естественным образом:

«Я учился на театральном факультете, и история костюма всегда меня вдохновляла. Мы хотели показать моду в Казахстане под новым углом, вывести её за рамки привычных дефиле и создать полноценное художественное высказывание, где одежда, сценическое действие и эмоции становятся единым целым.»

Дизайнеры Асем, Алмас и Абзал не случайно объединились для создания QYSTAU. Их связывают годы совместной учёбы в академии искусств им. Жургенева, схожие взгляды и общее стремление выйти за привычные границы модной индустрии.

«Мы давно знакомы и одинаково видим будущее. Именно поэтому возникла идея объединиться и создать нечто большее, чем просто индивидуальные коллекции,» – объясняет Расул.

Роль театра: как ARTиШОК объединил все в единое шоу?

Когда команда дизайнеров обратилась в ARTиШОК, театр сразу откликнулся на идею. Как отмечает Анастасия Тарасова, театр всегда стремится поддерживать проекты с осмысленной идеей:

«Мы с энтузиазмом подключаемся к проектам, которые разделяют наши ценности. В случае с QYSTAU сомнений не возникло – с первых секунд стало понятно, что это будет событие.»

Дизайнеры самостоятельно занимались режиссурой показов — от подбора музыки до концепции. А театр ARTиШОК помог связать все элементы воедино, чтобы перфоманс воспринимался как цельное произведение:

«Нам важно, чтобы зрители не видели «ниток», которыми всё сшито. Мы работали над драматургией вечера: как выходят музыканты, как работает свет, что отображается на экране, как организовать пространство для зрителей,» – говорит Анастасия.

Для театра этот проект стал интересным вызовом, ведь зал вместил 200 человек вместо привычных 145. Нужно было продумать новые места, гардероб, логистику, но результат того стоил: мода приобрела театральное измерение, а театр — моду как инструмент художественного высказывания.

Образы и смыслы: как коллекции раскрывали культурный контекст?

Каждый дизайнер привнёс в QYSTAU свой уникальный взгляд. Расул Социал рассказал, что его коллекция была посвящена теме трагической любви и социальной несправедливости. Вдохновением послужила казахская песня «Балхадиша», повествующая о девушке, вынужденной выйти замуж за богатого старика против своей воли.

«Я хотел передать контраст между внешним блеском и внутренней мерзостью, изобразив образ старика в виде крысы — символа алчности и морального разложения. Этот художественный приём поднимает актуальные социальные вопросы: злоупотребление властью, неравенство, потерю свободы.»

                                                                                     9e30b722-92d9-40ce-b700-950f22b65e3c

ARTиШОК, в свою очередь, добавил в шоу элементы своего спектакля, создав неожиданный контрапункт к дизайнерским коллекциям:

«У нас есть классный спектакль «Мир красивых бабочек», и мы тогда подумали, что некоторые его части могут интересно вписаться как противоположность тому, что делают ребята. Конечно, отрывок из спектакля был вставлен не в чистом виде. Мы даём себе волю и возможность получать впечатления от того, что видим от партнеров-дизайнеров, и высказывать их через художественные инструменты, которыми мы обладаем» .

«Когда складывается взаимность, когда нет одного режиссёра, который диктует волю, а каждый участник приносит свою энергию, – это делает проект особенным,» – подчёркивает Анастасия Тарасова.

Перспективы: будет ли продолжение?

Успех QYSTAU породил главный вопрос: повторится ли перформанс?

«Хотелось бы повторить именно в том же составе, но если будут новые коллекции и с новыми элементами, это тоже будет интересно,» – говорит Анастасия.

Расул также рассматривают этот опыт как начало долгосрочного сотрудничества:

«Всё зависит от зрителей и их отклика. Если появится запрос на продолжение, мы с радостью будем развивать это направление дальше,» – говорит он.

QYSTAU показал, что мода в Казахстане может выходить за рамки традиционных показов и превращаться в полноценное сценическое искусство. Этот проект объединил талантливых дизайнеров и театр, дав зрителям новый способ воспринимать одежду — не как вещь, а как историю, которую можно прожить.

Будет ли продолжение? Время покажет. Но одно можно сказать точно — QYSTAU уже вошёл в историю как событие, стершее границы между подиумом и сценой.