Если говорить точнее, всемирная известность настигла автора 14 февраля 1989-го, когда иранский аятолла Хомейни провозгласил фетву, в которой заочно приговорил к смертной казни и самого Рушди, и всех, кто причастен к изданию его книги. Какова бы ни была истинная причина столь бурной реакции (позже Рушди предположил, что среди героев этой сатирической фантазии аятолла узнал себя), формальным поводом стало упоминание в романе пророка Мухаммеда. Причем в образе, далеком от канонического текста Корана. Салман Рушди, выходец из Индии, из той ее части, что стала исламским Пакистаном, слишком долго прожил в Британии и пропитался европейским духом: в западной традиции деконструкция и высмеивание действительно остается одним из способов осмысления религиозного опыта начиная с эпохи Просвещения. Немало писателей отдало должное "апокрифической" теме и в двадцатом веке – не исключая признанных классиков и Нобелевских лауреатов. Большинство этих произведений знакомо нашим читателям гораздо лучше, чем "Сатанинские стихи", выходившие в России лишь один раз, скромным тиражом и с соблюдением всех правил конспирации.