Его смело можно назвать «миролюбивым инопланетянином», ведь его интересы простираются гораздо дальше и глубже, чем мир моды. Саят Досыбаев поделился с нами о месте человека на планете Земля, рассказал о важности построения коммуникаций с планетой.
Когда смотришь на вас по телевизору, наблюдаешь за вами в социальных сетях, читаешь интервью, понимаешь, что образ, создаваемый вами в СМИ, не совпадает с тем, какой вы в жизни. Это очень радует. Вы очень открытый, позитивный, энергичный. Многие коучи и психологи называют навык коммуникации ключом к счастью. Вы согласны с этим? В этом ваш секрет?
В общем-то да, но я проделывал и проделываю над собой большую работу, потому что для меня коммуникации - это важный ключ в моей работе. Коммуникации порождают любовь к человечеству. Потому что умение общаться, это значит уметь любить человека, с которым ты общаешься, независимо от его статуса и профессии.
Еще я по знаку зодиака Овен. Это говорит о том, что мы достаточно разговорчивы, но иногда можем молчать, просто думать и ни о чем не говорить. Я верю в некую астрологию, во взаимоотношения между знаками.
Да, у меня говорить классно получается. Но для меня существует важное правило, чтобы слова подтверждались делами. А вообще это идет с детства, это заложено родителями. Со мной маленьким родители много говорили, читали книги.
А кем вы мечтали стать в детстве?
В детстве у меня была мечта – космонавтика, самолетостроение. Но для этого нужны были знания точных наук – физика, высшая математика. Выяснилось, что у меня нет тяги к точным наукам и, соответственно, эти профессии отпали. Оказалось, что я гуманитарий. Может быть, отсюда умение говорить, вступать в диалог.
А к моде я пришел уже во время обучения в художественном университете на факультете дизайна. Мне нравился бытовой дизайн, я даже участвовал в конкурсах, объявленных маркой Sony. Я был безумным фанатом журналов «Техническая эстетика», «Юный техник». Сейчас, по-моему, они не издаются. Не пропускал ни одного номера, а если пропускал, то искал. Жалею о том, что нет таких журналов. Зато есть тупые раскраски для детей, которые, я считаю, просто засоряют мозг ребенка. Не надо бояться давать ребенку такие книги как Атлас Земли, космический атлас, анатомию человека, которую я безумно обожал. И сейчас люблю. Хотел даже пойти в медицину. Вот такие Овны разносторонние (смеется).
Вы ведь родом из Караганды? Ваши друзья Алексей Чжен и Сергей Шабунин из маленького промышленного Темиртау. Откуда у всех вас это чувство стиля, эстетики? Что повлияло на формирование?
Это закономерность, которую сложно объяснить в большинстве случаев. Сколько у нас артистов, которые родились в поселках, совхозах, колхозах, выросли, приехали в город и стали известными в своих профессиях... Земля богата. Она гения может родить где угодно. Не все гениальные люди были рождены в Парижах и Лондонах.
Говоря о том, как так происходит, я думаю, что новому поколению сложнее сформировать свой вкус. Влияет Интернет, журналы, общество, реклама. Давление колоссальное, везде сплошная интеллектуальная собственность. Мы в свое время были лишены всего этого, поэтому креативить было гораздо легче. Детям, новому поколению гораздо труднее придется. Нужно будет рвать когти, чтобы доказать, что ты что-то умеешь. Поэтому, нам в этой степени больше повезло.
Как вы все-таки определяете свое призвание из всех тех областей, что вам интересны?
Если бы я поступил в медицинский институт, уверен, я был бы классным врачом. Я считаю, что такие профессии как врач, учитель – основополагающие в обществе. Но культуру никто не отменял. Каким бы ты не был профессиональным врачом, строителем, инженером, токарем, в любом случае ты сталкиваешься с культурой. Читаешь ли ты газеты – это уже тоже часть культуры, формирование в обществе информации. Поэтому, я в данном случае реализую себя в культуре.
Я считаю, что мы и люди, работающие в области арта, эстрады, кино, театра, формируем сознание. Надо чаще водить детей в театры и в цирк, развивать эмоции. Безэмоциональный человек очень холодный, перед ним не возникнет вопроса коммуникации. Он не сможет общаться, рассказать о себе, поделиться мнением. Без культуры вопрос коммуникаций не возможен.
Где не развита культура, там не развивается общество. Возьмите страны Африки, где нестабильная ситуация, где людям не до культуры. Там только армия, войны, соответственно, люди черствые и злые, жалости нет. А жалость, сопереживание развивается откуда? Его можно почерпнуть из кино, театра. Эти чувства нужно развивать в ребенке. Когда он видит вокруг себя агрессию, в нем нет добра, он думает весь мир такой, и надо с другими поступать также.
Государство должно всячески помогать организовывать мероприятия, приносящие в жизнь желание созидать: выставка любви, дружбы, науки, техники. Фильмы должны быть добрые, должны проходить акции доброты. Я радуюсь, когда объявляется День объятий, например. Это же здорово, что ты еще не робот, что в тебе что-то есть еще человеческое.
Я редко смотрю yuotube, но иногда он засасывает, и по цепочке натыкаюсь на видео звезд, о которых хочется сказать: «Мерзавец!» На сцене он герой, а на простых людей может наорать, материться. Такое двоякое поведение – для меня все! Я не пойду на его спектакль, зачем я буду хлопать лицемеру. Не хочу смотреть фильмы с его участием. Он талантлив в кино, но в жизни как человек просто дерьмо.
Что для вас сейчас мода? Какое место она занимает в вашей жизни?
Мне мода по большому счету не интересна. Я хочу говорить на более глобальные темы. Я обожаю всякие научные передачи, каналы History, National Geographic. Могу все выходные просто проваляться и смотреть интересные передачи. Безумно меня заботит вопрос экологии. Я рассказывал недавно друзьям сценарий краха Земли в целом. Он близок. Земля не переживет тысячелетие, это однозначно. Наступает время большого ледникового периода, который заморозит Землю. Сначала произойдет потепление, градус будет повышаться, тающие ледники остудят Гольфстрим, который делает погоду на Земле. Гольфстрим перестанет подниматься в сторону северных направлений, он будет на экваторе. И все что севернее и южнее экватора будет в снегу, не будет Солнца, продуктов, кормов. Это приведет к каннибализму, богатые люди переедут на экватор, большинство людей умрут.
Земля просто очистится от огромного количества людей. Это звучит очень страшно. Вы заметили, что многие фильмы срабатывают как предсказание. Режиссеры, сценаристы – это люди, предвидящие многое, они видят достаточно больше, чем обычные люди.
Все переедут на Марс?
Нет, это произойдет не скоро. Мы не развиваемся из-за политики. Занялись бы глобальной наукой, а не санкциями. Есть люди, которые еще не насытились деньгами и властью. Вы что хотите таких людей на Марс отправлять, чтобы там санкции ввели? Если они приедут на Марс, то скажут: «Все! Марс – закрытая территория. Доступ открыт только для представителей определенных стран». Все идет к тому, что будет некое глобальное истребление людей людьми. А если это не поможет, природа сама все сделает. Она всегда это делала. Может, мое интервью покажется каким-то бредом или записками сумасшедшего, но это мое мнение, мой мир, я его так вижу, так воспринимаю.
Что зависит от человека в масштабах Вселенной? Как вы думаете, у простого человека есть шанс выжить?
Начни хотя бы уважать окружающих, если ты не уважаешь и не здороваешься с соседом по лестничной площадке, что говорить о Вселенной? Ты меняешься сам, меняешь рядом находящегося человека. Государство должно развивать патриотизм, любовь к родине, к искусству, к народным ремеслам, не только к своим, но и других народов. Мы большая страна. Нужно быть большим космополитом в этом плане. Вопрос национального толка – это бич для развитых стран. Происходят глобальные изменения. Вероятность войны очень высокая. Мне кажется, природе много не достанется, она просто добьет, очистит тех, кто остался. Переработает все, обогатит почву кальцием, минералами и запустит новую жизнь.
Мода же может повернуть взгляд общества на проблему?
Мода формирует «моду» на защиту окружающей среды и имеет свои рычаги в этом плане. Многие дизайнеры отказались от натурального меха, переходят на искусственный, на натуральные ткани. Сейчас модно, чтобы одежда разлагалась, перерабатывалась, используется меньше синтетики и нейлона, производных химической промышленности.
Своими коллекциями дизайнер может много чего рассказать о своем внутреннем мире, о своей позиции. Дизайнеров тоже ждет эволюция! Это люди достаточно тонкие, восприимчивые к окружающему, от них можно и нужно ждать чего-то другого, интересного. В купе современных технологий будет какая-то умная одежда. Это то, к чему будет идти мода вообще. Раньше, когда я читал, что одежда будет думать за тебя, считать калории, это было фантастикой. Сейчас это уже реальность. Умные ткани, которые ты надеваешь на себя, и они показывают твое давление, содержание сахара, напоминают, что тебе нужно сейчас поесть. Умные аксессуары, дома, машины без водителей, повсюду робототехника, кибернетика. Все будет настолько заменено искусственным, что натуральное будет сложно найти, образуется некий сенсорный голод. Зато люди, наконец, начнут ценить духовное. Пообщаться просто так уже будет подарком.
У вас есть опыт журналистики, вы лично брали интервью у именитых дизайнеров. Кто оказал на вас большее влияние, кто удивил?
Мне посчастливилось побывать за кулисами и увидеть таких Богов моды, как Юбер де Живанши, Ив Сен-Лоран. Встречи с этими людьми я вспоминаю с трепетом. В наше время появляется много дизайнеров, которые быстро появляются и исчезают. Но вот легендарных личностей очень мало. Их и не должно быть много.
У меня было большое интервью с Пако Рабаном. Он еще живой, но старенький больной человек. Пако Рабан обожает астрологию, космос и вообще он человек не отсюда. Он мне впервые рассказал про умную одежду, и мои взгляды на моду, на мир в целом, на состояние Земли очень схожи с его мировосприятием. Двадцать лет назад человек рассказывал мне о том, что Земля погаснет. Человек думал не только о своих платьях, он думал в целом о мире, о людях, о своем месте в этом мире.
Текст: Нурия Сипатаева
Фотографии: Личные архивы Саята Досыбаева