Шелковый путь мастерства
Автор: Түсіп Нұрайым
Мода вдохновляет не только на выбор нового образа, но и на погружение в историю. Фотография изящного калфака — традиционного женского головного убора с искусной вышивкой — привлекла внимание своей красотой и деталями ручной работы. В поисках мастеров, сохраняющих эту традицию, удалось встретить женщину с удивительной судьбой — хранительницу семейного швейного искусства, которое бережно передавалось из поколения в поколение.
Раиса Фуатовна, бывший доцент кафедры казахского, русского и иностранных языков, автор учебно-методических пособий для студентов спортивных вузов, а также секретарь учебно-методического совета КазИФК (ныне Казахская академия спорта и туризма), раскрыла историю, где ткань и нитки не просто создавали одежду, но сохраняли память, культурные коды и наследие своего времени.
Её семья была известна не только мастерством, но и близкими отношениями с Динмухамедом Кунаевым, одним из выдающихся государственных деятелей Казахстана. Эти связи придавали их ремеслу особый статус: многие изделия создавались для особых случаев, а традиционные казахские элементы становились частью стиля, который ценился в кругу интеллектуальной и политической элиты.
Эта статья — возможность заглянуть в мир семьи, чьё мастерство начало формироваться ещё в конце XIX века и оставило свой отпечаток в моде и культуре. Рассказывая о нитях, соединяющих прошлое с настоящим, я хочу поделиться с вами вдохновением, которое приходит из глубины времени.
Мода — это не просто стиль и тренды, но и история, культура и наследие, передаваемое через поколения. Сегодня я хочу рассказать о семье, чье мастерство в швейном деле стало не только частью их жизни, но и важной вехой в модной культуре своего времени. Эта династия берет свои корни с конца XIX века, когда Самитула Хамитов, основатель рода, обосновался в Казахстане, в период образования форта «Верный» (ныне Алматы). Многочисленная семья, состоящая из 12 человек, развивала семейное дело, которое со временем стало важной частью местной модной и культурной жизни.
Подпись: Набиулла Хамитов со своей супругой Латифой
История семейного ремесла продолжилась через сына Самитулы, Набиуллу Хамитова, который в 1876 году женился на Латифе Муксиновой — дочери купца второй гильдии. Латифа была самоучкой, но ее талант к швейному делу был очевиден. Она шила в основном для близких, и особенно востребованы были свадебные платья. Сохранившиеся архивные фотографии дают нам представление о ее творчестве и модных тенденциях того времени, среди которых можно отметить уникальные элементы татарской культуры: калфаки (женские головные уборы), сумки и другие аксессуары, которые не только служили украшением, но и отражали национальный колорит.
Старшие дочери и сыновья семьи
С течением времени искусство шитья стало важной частью воспитания детей в семье Хамитовых. Дочери Латифы, Гульрайханбану и Малидильбар, учились не только в русско-туземной гимназии, но и усваивали семейные традиции. Гульрайханбану, например, с юных лет проявляла исключительные способности в швейном мастерстве, создавая как повседневные, так и модельные платья. Ее талант был признан не только близкими, но и другими мастерами.
Гульрайханбану Хамитовна(слева)
Малидильбар Хамитовна (справа)
В годы войны она работала надомницей, создавая маскировочные халаты для фронта, а также помогала другим членам семьи поддерживать фронт, подшивая одежду и подготавливая материалы. В этот период в жизни семьи Хамитовых мода и искусство шитья стали символами стойкости и мужества в тылу
Набиулла Хамитов со своей супругой Латифой
и дочерьми Малидильбар и Гульрайханбану
Помимо Гульрайханбану, которая стала настоящим мастером своего дела, остальные дети семьи также проявляли таланты в разных областях. Например, Фуат увлекался каллиграфией и садоводством, а младший брат Равкат, несмотря на инвалидность, стал известным сапожником, разрабатывая обувь и протезы для людей разного возраста.
Равкат Набиевич
(в период работы в сапожной мастерской и работы на дому)
Однако, несмотря на все достижения, семейное дело не было продолжено следующим поколением. Сегодня многие потомки этой династии занимаются швейным делом лишь в качестве хобби, сохраняя в памяти традиции и ценности, переданные от предков. Но их наследие продолжает жить через сохранившиеся изделия, которые наглядно демонстрируют мастерство и высокое качество работы, которое отличало семейство Хамитовых от массового производства того времени. Эти изделия, пережившие десятилетия и модные революции, остаются бесценными артефактами, которые мы можем изучать и ценить даже в наши дни.
Далее мы подробнее остановимся на архивных фотографиях, на которых запечатлены различные предметы одежды и аксессуары, сшитые членами семьи, а также рассмотрим их значение в контексте моды той эпохи.
Латифа Муксинова в одежде собственного пошива
Малидильбар и Гульрайханбану (Слева)
Гульрайханбану Хамитова(справа)
(В одежде сшитой их матерью Латифой)
Аида Хасановна
(выступающая моделью для чешского портного Мореца)
История семьи Хамитовых — это свидетельство того, как талант и преданность делу могут оставить след не только в судьбах отдельных людей, но и стать связующей нитью между поколениями. Сегодня, когда многие старые ремесла уходят в прошлое, их работы становятся больше, чем просто изделиями — они превращаются в артефакты времени, несущие память о людях, чьи руки создавали красоту.
Мода всегда была отражением эпохи, но подлинная ценность — в том, что остается вне времени. И пока мы помним и восхищаемся этим искусством, оно продолжает жить.