О неделе Участникам Партнерам Расписание
home-top

Спектакль «Улпан» Гульназ Балпеисовой: искусство и вызов.

2024-й год войдёт в историю драматического искусства Казахстана, став годом
значимых театральных событий. Одним из них стала премьера в театре юного зрителя
имени Габита Мусрепова, где молодой, но уже известный режиссёр Гульназ
Балпеисова представила спектакль «Улпан», посвящённый теме равенства мужчин и
женщин в казахской степи, а также становлению главной героини. Уникальность
постановке придаёт сотрудничество с дизайнером Аидой Кауменовой, которая
разработала костюмы, учитывая замысел режиссера.
О традициях и любви в казахской степи.
Гульназ Балпеисова вспоминает, как в конце 2022 года ставила спектакль «Баян Сулу»
в Астане. Этот опыт стал поворотным для неё: после спектаклей с откровенными
сценами — раздеваниями и поцелуями, в Москве её стали называть «тестостероновым
режиссёром». Казахстан, признается Гульназ, был в шоке, и никто не разобрал саму
суть: «это было про молодость и страсть, а не просто обнажение».
После этого события Гульназ пригласил Талгат Камкабаевич, директор Казахского
государственного академического театра в Алматы, поставить спектакль по пьесе
Габита Мусрепова. Несмотря на то, что она не была знакома с произведением «Улпан»,
Гульназ пообещала прочитать его. Как она признаётся, её вдохновила казахская
литература — одна из самых сильных, с которой она познакомилась ещё в школьные
годы.
Когда Гульназ погрузилась в оригинал «Улпан», она почувствовала, что это её путь:
«Для меня главное — тема любви, которая звучит даже в самых сложных,
патриархальных структурах. Я верю, что любовь, несмотря на социальные и личные
ограничения, остаётся главным движущим фактором. Когда читаешь произведения,
важно уважать автора, потому что в их произведениях всегда есть личная боль и
откровения. Эти чувства нужно передавать через спектакль, потому что художник
вложил в них свою душу. Например, в «Баян» Мусрепова любовь раскрывается через
внутренний конфликт, через борьбу персонажей, через личные переживания».

                9e30b8a3-4c54-4559-9251-1624144d12de

«История про какую-то токал?»
Однажды Гульназ прочитала комментарий, в котором зритель назвал спектакль
«История про какую-то токал, три с половиной часа потерянного времени». Эта
реплика, несмотря на негативный оттенок, вызвала искренний смех: «Я так долго
смеялась, — делится режиссёр, — что какой-то зритель написал это. Ну, наконец-то, не
может быть иначе!»
Гульназ поясняет: «Моя работа всегда вызывает полярные ощущения. То есть либо
абсолютное "да", либо абсолютное "нет". Это всегда зона искусства. Если это
нормально — значит, всё, это уже не искусство. Нужно напрягаться».
Так о чём же роман?
Гульназ отмечает: «Если говорить поверхностно, то сюжет «Улпан» погружает нас в
жизнь молодой женщины, родившейся в традиционной казахской семье. Она не только
выделялась своей красотой, но и умом, сообразительностью. Судьба её была
благоприятной: она вышла замуж за влиятельного бия, который поддерживал все её
начинания. В то время жизнь женщин была устроена иначе. Молодые девушки редко
выходили замуж по любви — чаще всего их судьба решалась с самого детства, а
решение о замужестве принималось в зависимости от предложенного калым.
Женщины часто становились товаром, обменивались на скот или даже похищались.
Уже будучи замужем, они оставались в подчинении, выполняя всю тяжёлую работу по
дому. Молодые келин (младшие невестки) должны были служить остальным членам
семьи, подавать чай и обслуживать гостей. Дополнительно существовала традиция
аменгерства: после смерти мужа его жена и всё имущество переходили к его брату.
Против таких устоявшихся норм и боролась Улпан. Хоть не все её попытки увенчались
успехом, она всё же добилась значительных перемен. В её ауле начали осваивать
сельскохозяйственную деятельность, а вдовы получили право на выбор своей судьбы».

Как ограничения рождают гений: театр на грани невозможного.
Работа над спектаклем стала для Гульназ Балпеисовой настоящим вызовом. Она
убеждена: ограничения способны рождать гениальные решения. «Создавать спектакль
в идеальных условиях — легко, но испытания на грани невозможного — это
интересно», — говорит режиссёр. Именно через преодоление трудностей она смогла
реализовать свою давнюю идею, которая прежде оставалась недоступной.
Гульназ подчёркивает, что культура и театр — это не просто искусство, а сфера, в
которую необходимо инвестировать, создавая не только постановки, но и стиль. Для
неё спектакль — это не просто постановка, а событие, пространство живых эмоций,
которое приобретает свою ценность именно в этом переживании. Однако сегодня, по
её мнению, восприятие театра изменилось: «Театр должен быть доступным, но в наше
время его ценность определяется кошельком. Если ты заплатил, ты будешь сидеть
внимательно и ценить его».
Проблема, с которой сталкиваются театры, заключается в том, что они не могут
устанавливать ценовую политику так, как это делают в Европе или России. Всё
держится на благотворительности. «Спонсоры не инвестируют, потому что нет
налоговых льгот», — отмечает Гульназ. В результате театр оказывается на грани
выживания, доступным лишь для немногих.
Работа над «Улпан» стала для неё настоящим испытанием. Гульназ сознательно
упростила роман, поскольку театральная версия, по её мнению, должна быть
сотворчеством автора и режиссёра. «Мы ищем важные темы, которые сохранят суть
произведения, но при этом позволят передать эмоции, создать уют в зрительском
восприятии», — объясняет она.
Особое внимание в спектакле уделено трансформации главной героини, её
взрослению. «Процесс становления личности — важный элемент спектакля, её словно
“обтёсывает” жизнь, и именно в этом заключается её путь», — подчёркивает режиссёр.
Опыт глазами Аиды Кауменовой.
Для дизайнера Аиды Кауменовой работа с театром Габита Мусрепова и режиссёром
Гульназ Балпеисовой стала не просто сотрудничеством, а выходом из зоны комфорта.
«Главная ценность этой коллаборации — адаптация под другую аудиторию и поиск
новых выразительных средств», — отмечает она.
Создание сценического костюма — процесс, который сильно отличается от кутюрной
работы или разработки коллекций для повседневного стиля. Здесь важно учитывать
замысел режиссёра. Например, для образа Улпан Гульназ предложила многослойность:
актриса носила несколько платьев и накидывала поверх множество шапанов.

                  9e30b8f7-9f1f-411b-ab55-42a5b304c748

Одним из ключевых элементов костюма стал широкий пояс, который затягивал талию
героини. «Этот ремень метафорически напоминал баскр — центральную опору под
шаныраком в юрте. Он был очень длинным, около 2,5–3 метров, и обматывал талию
Улпан, словно поддерживая её изнутри», — рассказывает Аида. В повседневной жизни
такой пояс выглядел бы неестественно, но в театре он стал мощным символом —
опорой, удерживающей её позвоночник, её силу.
Кроме художественного образа, важную роль играет и функциональность костюмов.
«На сцене артисты двигаются активно, часто потеют, поэтому ткани должны быть не
только красивыми, но и удобными», — объясняет дизайнер. При создании костюмов
учитывались все нюансы: так, чтобы актриса могла свободно поднимать руки или
выполнять сложные движения, в рукава вставлялись специальные ластовицы. Платье
Улпан застёгивалось сзади на кнопки, а детали головного убора крепились так, чтобы
их можно было сорвать одним резким движением.
Для Аиды театр — это всегда особенный мир, пространство вдохновения. «Я люблю
ходить в театр одна, погружаться в постановки, слушать классическую музыку. В такие
моменты ты остаёшься один на один с искусством, с чем-то прекрасным. Это даёт
невероятный заряд энергии и силы творить дальше», — признаётся она.