Подготовка к пятнадцатой годовщине Kazakhstan Fashion Week подарила проекту не только знакомства с хранителями истории, но также стала идеей к сотрудничеству с казахстанским художником, автором концепции сезона Сериком Буксиковым, который поделился мыслями о творчестве, вдохновении и взгляде на моду:
Что для Вас творчество?
Для меня творчество — это работа. Ничего другого я не учился делать, после художественной академии сразу был творческим директором рекламных агентств, креативных бутиков. Потом сфокусировался на искусстве, делал кураторские проекты, выставки и принимал участие в зарубежных арт ярмарках. Для меня творчество и искусство отличаются.
Ок, что такое искусство для Вас?
Вот на этот вопрос уже не берусь ответить наверняка, но искусство для меня, это то, что сделано в странном состоянии, его я называю «пограничным». Оно бывает предельно ясным, Ощущения за много лет становятся родными, понятными и узнаваемыми, как будто я в лучшей моей версии, я могу взять и изменить пространство. В моей картине мира, из глубокой древности пещерный художник рисовал на стене углем свое пространство, и в процессе просверлил ту точку пространства, где я нажимаю стилусом цифрового планшета тот пиксель цифровой картины, и возникает образ, символизирующий наш вид. Если в нем отразится образ Венеры Виллендорфской, богов Амона и Анубиса, «Сикстинской Мадонны», «Охотников на снегу», супрематизм Малевича и колесо Дюшана, то это и будет искусством.
Какие темы волнуют Вас и чаще всего находят отражение в ваших рисунках?
Пища, секс, сон и оборона.
Перечисленные направления переплетаются или же являются самостоятельными блоками Вашего творчества?
У меня, конечно, нет серий, под названием этих квинтэссенций, хотя, не упускаю возможность отразить наиболее важные проявления человеческой жизни. От этого зависит энергетика картины.
Почему именно поп-арт направление? Чем оно интересно для Вас как для художника и для Вашего зрителя?
Потому что я после окончания художественной академии 15 лет работал в рекламных агентствах и во мне рождались аналогии с поп-артом. В момент появления поп-арта в Англии и США, родился стиль благодаря информационному взрыву 20-го века. Визуальные образы пошли в тираж, и не перестали хранить в себе энергию. Сила образа усилилась благодаря тиражу и техническому прогрессу.
В Ваших работах достаточно большую часть занимает иллюстрирование известных личностей, с кем из казахстанских селебритис Вам довелось поработать, или очень бы хотелось изобразить?
Сильные личности становятся известными и мне нравится изучать этот процесс. Мне интересно читать лица, но делать это без серьезной причины не совсем тактично – вызывает вопросы. Чтение лиц – процесс не быстрый. Но я не о всех.
Интересно ли Вам было поработать с проектом KFW?
С KFW я имею очень положительный опыт работы в 2011-м году. Годом ранее я и начал свою карьеру художника. А fashion-индустрия помогла показать мое видение большому количеству зрителей. Материал был интересный, казахстанские дизайнеры, их работа. Эта одна из творческих индустрий в стране, которая смогла родиться и существовать, заполняя собой пустоты в жизни публики.
Я знаю, что у Вас был опыт работы с казахстанским дизайнером Ириной Аширбековой. Хотели бы Вы повторить такую коллаборацию, может быть с другими дизайнерами?
Да, я продолжаю экспериментировать в этом направлении, тем более что опыта накопилось достаточно. С Аширбековой как вышло не знаю, на показ не смог попасть, у меня была выставка в Будапеште. Но я продолжаю делать нанесение картин на с одежду. Недавно я работал в акимате Южно-Казахстанской области, разработал территориальный бренд «ONtustik». Потом переехал в Астану, стал работать совершенно в других направлениях, а область переименовали в Туркестанскую. Осталось много визуального материала и интересных идей. В декабре прошлого года, совместно с новым брендом уличной одежды «NOMADS WEAR» сделали ограниченную линию свитшотов «ONtustik-Turkestan», сделали фотосет. Я расписал стену и вывесил свои картины в бутике «NOMADS WEAR». Алматинцы, кстати, могут его посетить в ТРЦ «Алма-Ата» на 2-м этаже. Получился концепт со всеми нужными атрибутами: бизнес-план, концепция оформления, мерч и все, что требуется для ведения успешного бизнеса. В данный момент, ведем переговоры по реализации франшизы и открытия торговой точки в Шымкенте. Если получится - будет здорово. Вообще, я верю к коммерческий потенциал цифровой живописи, как универсального, яркого, локального и доступного.
Как Вы думаете, насколько актуальна выбранная концепция предстоящей недели моды «Этноконструктивизм»?
Это словосочетание мне не знакомо. «Этно» – что-то архаичное в хорошем смысле этого слова, «конструктивизм» – это направление, которое родилось на основе русского авангарда. Во мне эти понятия не линкуются. Это все равно, что «модернизмом» обозначить современное искусство. Игра слов. Что хотели сказать апологеты данного словосочетания, догадываюсь, но пока не могу принять такую формулировку. Я придерживаюсь своей формулировки – «постньюмедийное» искусство. Оно мне ближе.
Разъясните тогда, что это такое?
Логика появления сродни появлению поп-арту. Мне легче называть поп-арт, хотя, поп-арт ушел в историю вместе с последним поп-артистом в 80-х. Но, информационное поле земли в начале 21-го века стало с еще большей интенсивностью подвергаться трансформации, чем 50-е годы. Тогда, всего-навсего усилились СМИ и появился MTV. А сейчас цифровизация и полное погружение всего общественного сознания в новые формы. Источник информации сейчас в сети. Новые медиа уже завершают свою работу, и уступают новым видам информации, те, что пост (поэтому «пост-нью медиа»). Я делаю визуализацию этим информационным потокам. Инструмент универсален, виды разнообразны. От одежды до новых видов технологий, от космических до медицинских. В общем, я изучаю тот вид визуализации, которая необходима для новой цифровой эпохи. И пытаюсь в нем сохранить искру божественного искусства. За счет чего? За счет мыслей о том художнике, что в пещере рисует новое пространство.
Насколько Вы считаете себя успешным и востребованным художником? И какими категориями, на Ваш взгляд, можно (если, конечно, можно, в принципе) определять достигнутый уровень в направлении изобразительного искусства?
Я видел успешных художников в Сингапуре. Было интересно, пришел в галерею и спрашиваю, картины одного художника из Мьянмы. Мне говорят, вчера последнюю забрали. Я спрашиваю, а когда еще привезут? Слышу в ответ: «Через неделю привезут». Тогда у меня возник догматический конфликт. (Это есть такой художник, который пишет картины и есть галерея, которая реализует его работы как… нет слов. (для фактологии: Сингапур, Галерея «Ode to Art», художник SoiSoi). Что касается нас. Есть художники, которые делают образ успешного. Возможно, есть такой успешный, пишет картины, а они покупаются. Не видел. Время и место сейчас не то, чтобы в нем жили такие люди в беретах с шарфами, размеренно клали мазки маслом на холсты, мазали икру на масло, и кланялись на овации любителей живописи. Отдает декадансом. Сейчас все формы искусства трансформировались и куда-то умчались вперед. Кто из художников поймал их смысл или его след, тот и успешен. На счет меня, могу сказать, я востребован, как визуализатор. Это что-то среднее, между палеолитическим художником прошлого и архитектором виртуальных миров будущего. Но если вы спросите меня, счастлив ли я? То я отвечу утвердительно, да.
Что Вы можете посоветовать начинающим художникам?
Найти себя в этой жизни в этой стране, свое ощущение искусства и следуя ему, находить новые смыслы, гармонично или дисгармонично влиться в общий поток развития или деградации. Мой педагог дала мне совет, и я его могу передать тут: не относиться к искусству слишком серьезно.
Текст: Нагима Мирзакирова
Фотографии: личный архив Серика Буксикова